У осины почки разной формы: одни заостренные, маленькие, другие округлые, крупные (цветочные). Покажите, как плотно и надежно они укрыты. Снимите с почки несколько рядов чешуек, и дети увидят небольшие, но уже пушистые сережки.
После таких наблюдений нетрудно будет сделать вывод, что раннецветущие деревья, такие, как осина, орешник, береза, ольха, уже подготовили свои почки к весне. Это еще раз подтверждает, что деревья осенью не погибают, а находятся в зимнем покое.
Листья рябины опали, и ярко-красные ягоды радуют глаз.
Декабрь
Наступила зима. Свежевыпавший снег придает всему окружающему праздничность: белые дорожки, обсыпанный первым снегом кустарник, припорошенные скамейки.
На прогулке расскажите детям, какие интересные игры и занятия ожидают их зимой. Скажите, что все люди любят русскую зиму и радостно ее встречают. Прочитайте отрывок из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы»:
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Выпадет снега побольше – начинайте вместе с детьми собирать его в кучи, чтобы он уплотнился. Тогда в течение всей зимы у вас будет строительный материал, из которого можно будет резать лопатой кирпичи и строить снежные крепости. Вместе с детьми спланируйте места для будущих построек.
Особое внимание надо уделять воспитанию бережного отношения детей к кустарникам, цветнику и огороду. В этих местах нельзя играть и бегать, I чтобы не повредить отдыхающие растения. Порядок должен быть и у кормушки: аккуратно расчищайте дорожку, не оставляйте на кормушке старый корм.
Детей всегда интересует, не замерзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон.
У деревьев есть защита от промерзания. Все лето откладывают они под кожицей ствола и веток особую ткань – пробковую. Она не пропускает из дерева ни воды, ни воздуха. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят холод.
У деревьев есть еще защита – пушистое снежное одеяло. Вспомните, как садовники укутывали молодые деревья рогожами, а теперь забрасывают их снегом.
После такого рассказа детям становится понятна пословица: «Спасибо мороз, что снегу нанес». Предложите утеплить снегом деревья на участке.
ЯНВАРЬ
Продолжайте наблюдения за изменением пути солнца, за тенью от столба в полдень. Дети заметят, что дни стали длиннее, а погода – холоднее. Начались сильные морозы. Познакомьте детей с народной пословицей: «Солнце – на лето, зима – на мороз». Теперь на одном месте долго не поиграешь: хочется бегать, двигаться. Есть такая пословица: «Мороз невелик, да стоять не велит».
Красив зимний пейзаж. Обратите внимание детей на большие сугробы снега, блестящие на солнце днем и при свете фонаря вечером. Вот как об этом времени года писал А.С. Пушкин:
…Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Срежьте веточку с какого-нибудь дерева и поставьте в теплую воду. Она не распустится очень долго. Проведите этот опыт позже, и результат будет тот же. И только в конце зимы срезанные ветки через несколько дней дадут молодые побеги. Следовательно, и во время покоя в растениях происходят какие-то жизненные процессы. Только зимой почки всех деревьев плотно закупорены, они пробковеют и не пропускают холодный воздух. Все промежутки в почечных чешуйках залиты клейким веществом.
Информация по теме:
Анализ результатов диагностики с помощью методики «Несуществующее животное»
«Несуществующее животное» - одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. Проводилась она с целью выявления или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка, уточнения результатов наблюдения. Поскольку методика проективная, то: Первая ...
Стратегия и содержание обучения диалогической форме общения
Для организации более эффективного общения учитываются определенные качественные и количественные характеристики учебной группы: ее оптимальный объем (10-12 человек); личностные характеристики (гетерогенность группы); пространственное расположение участников общения (сидя полукругом, лицом друг к д ...
Особенности речевого развития детей среднего дошкольного
возраста
Для успешного решения задач воспитания подрастающего поколения необходимо знание закономерностей физического и психологического развития детей. Становление речи у детей, сущность и закономерности, механизмы этого сложного процесса изучают и представители разных наук - психологи, физиологи, лингвист ...