Кругом роса медвяная А зелень золотистая
Сползает по коре, На солнышке горит.
Под нею зелень пряная Ручей волной гремучею
Сияет в серебре. Все ветки обдает
А рядом, у проталинки, И вкрадчиво под кручею
В траве, между корней, Ей песенки поет.
Расскажите детям, что черемуха не только красива, но и очень полезна. Если ее ветки поставить в комнату, улетят все вредные насекомые: мухи, мошки, комары. Как бы ни голодал заяц зимой, он ни за что не дотронется до коры черемухи, она ядовита: в ней много синильной кислоты. В листьях и цветках много витамина С и эфирного масла. Из плодов, цветков и листьев черемухи делают лекарство. Это красивое и очень полезное растение нужно беречь. Скажите детям, что зацветание черемухи совпадает с возвратом холодов.
После черемухи зацветают плодовые деревья. Хорошо в это время побывать в саду. Там настоящий праздник цветов. Стволы деревьев побелены, и над ними возвышаются пышные бело-розовые кроны. Воздух наполнен ароматом. Любуясь весенним цветением, спросите детей, правильно ли назвал писатель М. Пришвин апрель весной воды, а май – весной цветов. Скажите детям пословицы: «Апрель с водою – май с травою», «Май леса наряжает, лето в гости ожидает», «Весна красна цветами, а осень – пирогами».
Сравните цветки вишни, яблони, груши между собой. Обратите внимание на большое количество пчел в саду. Объясните, что сейчас ульи выставили на пасеку и пчелы собирают нектар, чтобы изготовить из него мед.
В конце мая вместе с детьми старшей группы проведите экскурсию в лес. Затем прочитайте сказки Н. Павловой «Под кустом», «Травка-пупавка» из книги «Четыре времени года».
Июнь
Гуляя, обратите внимание детей, что здесь изменилось. У орешника появились большие мягкие листья, сережки опали и видны зачатки орехов. У осины выросли листья, которые колеблются на длинных черешках и шелестят от малейшего дуновения ветра. Если потрясти веточку сосны, с ее шишек полетит желтая пыльца. Скажите детям народную примету: «Сосна пылит, значит, началось лето». Началом лета считается время, когда отцвела черемуха, а в саду – яблоня.
Кроме лекарственных трав, есть лекарственные деревья и кустарники. Из коры дуба, калины, крушины, из почек, листьев, коры березы делают лекарства. Рябина, сирень, сосна, смородина – все это лекарственные деревья и кустарники.
Ландыш не только красив, но и полезен. Это лекарственное растение – в нем полезны и листья и цветы. Но ландыш ядовит.
Соберите с детьми и засушите несколько лекарственных трав, например донник желтый, чабрец с душистыми листьями и цветами, живучку, ромашку аптечную, землянику. Расскажите, где их используют. Обратите внимание на злую крапиву. Это очень ценное лекарственное растение: в нем много витаминов и других полезных веществ.
Спросите, чем отличаются лесные ромашки от садовых. Полюбуйтесь чудесными колокольчиками.
Предложите детям понаблюдать, на какие цветы садятся пчелы и шмели, чтобы собрать сок. Это в основном мышиный горошек, голубой цикорий, шалфей луговой, кукушкин цвет, донник. А мохнатые грузные шмели любят сидеть на головках красного клевера. Скажите детям, что все эти цветы называют медоносами. Соберите их для гербария.
ИЮЛЬ
Дети отмечают, что с каждым днем становится жарче. Часто бывают грозы и ливни. Понаблюдайте приближение грозы. Предложите рассказать детям, зачем нужен дождь на лугах, на колхозных огородах. Скажите народную пословицу: «Лето грозовое, значит, и грибное». Дети довольны, что будет много грибов. Как чудесно дышится после грозы! Птицы усиленно поют и щебечут. Яркое солнце освещает блестящие капли, которые скатываются с листьев в мокрую траву.
Информация по теме:
Диагностика творческих способностей у дошкольников
Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если создаются следующие условия: создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада; гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка ...
Самосознание дошкольника
А.Н. Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности. Этот период считается наиболее сензитивным к сфере человеческих отношений. Социальная направленность всей личности ребёнка становится определяющей в его психическом развитии. Процесс социального взрос ...
Особенности речевого развития детей среднего дошкольного
возраста
Для успешного решения задач воспитания подрастающего поколения необходимо знание закономерностей физического и психологического развития детей. Становление речи у детей, сущность и закономерности, механизмы этого сложного процесса изучают и представители разных наук - психологи, физиологи, лингвист ...