Апрель
Предложите детям посмотреть, какое место участка быстрее просыхает: там, где глинистая почва, или там, где песчаная. Объясните, что глинистая почва сильнее пропитывается водой и потому долго не сохнет, а песчаная пропускает воду и быстро просыхает. Предложите понаблюдать, на какой почве быстрее появятся всходы и как они будут развиваться. После наблюдений дети сообщат, что на глинистой почве растений совсем мало, а на песчаной они появились раньше, но потом почему-то завяли. Только листья мать-и-мачехи растут хорошо.
Выкопайте траву, растущую на глинистой почве, и покажите детям сжатые плотные корни. Вспомните, как разбивали сухую глину летом. Она была твердая как камень. В ней мало воздуха, а корням растений он необходим. На песчаной почве растения развиваются быстрее, так как хорошо прогреваются солнцем, но и быстрее засыхают: в ней мало воды. Мать-и-мачеха не требует много воды, поэтому хорошо растет на этой почве.
Покажите детям, что в почве есть вода и воздух. Если кусочек земли бросить в воду, на нем появятся пузырьки воздуха. Проверить наличие воды можно так: нагреть на плитке почву в жестяной баночке и подержать над ней холодный кусок стекла. На нем появятся капельки воды. Объясните, что вода, которая была в почве, от нагревания превратилась в пар, а на холодном стекле он превратился в жидкость – воду.
Теперь детям будет понятно, зачем мы поливаем и рыхлим, почву. Корням растений нужны вода, воздух. Растения необходимо пропалывать, чтобы сорняки не отнимали у них питательных веществ.
Дети знают, что в почву вносят удобрения – вещества, которые дают дополнительное питание растениям. Они видели, как это делал воспитатель. Теперь дети сами учатся поливать комнатные растения растворенным удобрением, добавляя его понемногу в воду для поливки (1 раз в 10 дней).
В огородные растения удобрения вносит воспитатель, а дети смотрят и запоминают. Особенно хорошо они знают золу. Огородные растения надо поливать так, чтобы вода пропитала весь почвенный слой. Особенно много влаги и тепла требуют семена при прорастании – поливать их надо обильно.
У деревьев начинается сокодвижение. Найдите дерево, у которого из трещины коры выделяется сок; возле этого места собираются насекомые, любители сладкого. Объясните детям, что стало тепло и вода с растворенными в ней питательными веществами почвы поднимается по стволу к почкам. Они оживут, и распустятся листья. И в самом деле, через неделю дети увидят, как заметно набухли почки у деревьев.
Во второй половине апреля цветут орешник и ольха. Если этих растений поблизости нет, принесите по веточке из леса и покажите детям. Спросите, что общего между ними. Скажите народную примету: «Если ольха зацветет раньше апреля, весна будет ранняя».
У вербы колпачки с почек сброшены. Пушистые почки-шарики прикрывают цветки вербы от дождя и холода своими волосками. Почки березы распускаются в конце апреля, и березу будто обволакивает зеленой дымкой: так нежны ее листья.
Продолжайте учить детей узнавать деревья по форме кроны, по листьям и цветкам. Кроме того, они должны знать, какую пользу приносят деревья, почему те или иные деревья и кустарники сажают на участке или в парке.
Познакомьте детей с лиственницей. Ранней весной всего за 2–3 солнечных теплых дня на длинных тонких ветках лиственницы появляются мягкие, густые, изумрудно-зеленые кисточки хвоинок. А между ними заметны розовые или зеленые шишечки и желтые колоски. Когда поднимается ветер, лиственницу окутывает желтоватая пыльца. Полюбуйтесь с детьми этим нарядным деревом.
Информация по теме:
Содержание элективного курса «Основы теории вероятностей и математической
статистики»
Как уже ранее говорилось, в научно методической литературе выделяют три типа элективных курсов: предметные, межпредметные и не входящие в базисный учебный план. Наша задача составить содержание элективного курса, не входящего в базисный учебный план. Для того, чтобы определить содержание элективног ...
Виды аудиторских занятий в профессиональной школе
Основными видами организации обучения в профессиональных школах являются аудиторная работа, самостоятельная работа студентов, контролируемая самостоятельная работа студентов, практическое обучение, обучение в дистанционном режиме. Аудиторная работа – работа под руководством преподавателя в учебных ...
Функционирование триады «знания-умения-навыки» в
современной дидактике
Очень часто под знаниями понимается осознанно воспринятая человеком и фиксированная в его памяти информация об объективной действительности. Однако в такой трактовке знания являются продуктом субъект-объектного взаимодействия. Более емким представляется определение Ж. Пиаже, уделявшего много вниман ...