Условия развития одаренности детей

Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется прежде всего его личностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно в случаях так называемой скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, заставляют педагога или школьного психолога предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.

Так как явление одаренности многогранно, то и факторы, влияющие на него разнообразны. Развитие ребенка неизбежно проходит в системе, в которой взаимосвязаны многие факторы, как внешние, так и внутренние. Это:

Неравномерность возрастного развития одаренных детей

Семья одаренного ребенка

Атмосфера в школе и за ее пределами

Социокультурная среда

Наличие возможностей для самореализации

Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми.

Личность одаренного ребенка

Проблемы одаренных детей

Этот список можно продолжать еще долго, так как очень трудно учесть все нюансы окружающей среды ребенка. Здесь самое главное помнить о том, что все находится в постоянном взаимовлиянии.

Соответственно с тем, в какой области ребенок испытывает трудности или недостаток внимания, могут возникать в таких сферах как:

- общения, социального поведения,

- эмоционального развития,

- саморегуляции,

- трудность профессиональной ориентации,

- дезадаптации

Таким образом, можно сказать, что одаренность ребенка не может развиваться в изолированных, искусственных условиях, так как процесс развития личности со всеми ее качествами происходит в системе взаимодействий с социумом, окружающей средой и т.д. Поэтому помимо проведения тестов на непосредственно выявление интеллектуальной и эмоциональной одаренности была проведена диагностика условий, в которых эта одаренность развивается. А именно, был изучен общий психологический климат в классе, социальное положение семей учащихся, проведена беседа с ними и с преподавателями, а также средний балл успеваемости за предыдущий год.

Для изучения климата в классе был проведен тест [приложение] не только с экспериментальной группой, а со всеми ребятами из класса.

Время на выполнение теста было дано 15 минут.

Тест проводился в обычных для школьников условиях – в учебном классе.

Дополнительно после теста была проведена неформальная беседа-обсуждение данного теста. Результаты оказались следующими

График 4. Климат в классе

При анализе графика можно выявить, что мнения в классе разделились почти на две противоположные половины: 1 – наш класс недружный, невозможно учиться и 2 – наш класс дружный.

Но мы считаем очень важным отметить то, что при беседе никто из учеников положительно об атмосфере в классе не высказывался, при ее характеристике ребята употребляли лишь негативные характеристики.

В целом класс действительно очень разрозненный, несмотря на то, что они давно вместе учатся, дети общаются лишь в каких-то своих малых неизменных группах.

одаренности представляют собой многогранную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин, так как личность ребенка развивается в социуме под влиянием многих факторов. Результатом многолетних исследований этой проблемы явились разнообразные программы и методики обучения. Некоторые из них являются хорошим дополнением к существующей системе образования и играют важную роль в дидактическом и воспитательном процессе. А некоторые можно назвать коренным переломом в методике преподавания в целом. Но, несмотря на то, что было создано множество методик по выявлению и воспитанию одаренных детей, пока ученые не пришли к единому мнению. Каждое учение, каждая школа имеет свою точку зрения на данную проблему. И из-за множества расхождений во мнениях одаренность обнаруживается в большинстве случаев лишь тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться.

Но если посмотреть на это с другой стороны, то все это дает возможность для широкого и креативного поля деятельности педагога. Любую программу, либо сочетание программ можно выбрать для обогащения учебного процесса и максимально продуктивного педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном процессе школы.

Информация по теме:

Особенности восприятия и анализа лирического произведения учениками
Отношение к лирике школьника-читателя на разных этапах его развития разное. На последнем этапе (в старших классах), важно подвести читателя к осмыслению того, что произведение есть отражение авторского миропонимания, а его творчество отражение процесса формирования, изменения взглядов. Художник все ...

Создание эколого-развивающей среды – ведущий метод экологического воспитания дошкольников
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Одним из важных ...

Методические разработки по изучению "Web конструирования" в школьном курсе информатики и ИКТ
Одна из задач школы - содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками - искать необходимую информацию в доступных источниках, анализ ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru