Обращение к проблеме происхождения воспитания нужно обратить к древним пластам культуры. Принято считать, что приблизительно три миллиона лет тому назад из животного мира отпочковалась ветвь гоминидов, послужившая исходной формой предков человека-австралопитека и самых древних людей – архаитропов и палеоаитропов, из которых сформировался в ходе истории современный человек. Жаль, но достоверных данных о характере воспитания детей в ту доисторическую эпоху нет.
Палеонтологи совершенствовали способы изготовления орудий труда и охоты, вели различные виды групповой деятельности, что способствовало улучшению общих условий жизни. В результате этого детей стали шире привлекать к трудовой деятельности. В совместном труде ускорялось развитие детей и подростков. Ранее включение детей в трудовую деятельность, обусловленное жизненными потребностями, имело и воспитательное значение: в процессе совместного труда с взрослыми дети не только овладевали практическими умениями, но и усваивали нормы общения, приобщались к традициям поведения старших.
Можно предположить, что в это время еще отсутствовали специальные формы воспитания, и они не отделялись от совместной жизни детей и взрослых. Таким образом, можно говорить лишь о тенденциях, которые способствовали зарождению самых примитивных форм воспитания как более или менее организованного процесса. Однако совместный труд детей и взрослых постепенно приобретал со старших обучающий – направленный образ действий. Вместе с этим подражание детей поведению взрослых в быту, совместном труде, отражавшееся в играх, способствовало усвоению подрастающими поколениями практических умений и навыков, (что приводило к развитию человеческой личности).
Включение детей в совместной с взрослыми труд, подражательные игры в группах сверстников-все это входило в естественный ритм жизни первобытной общины, создавая определенную воспитательную среду. Происходило развитие всех качеств личности и овладение новыми знаниями через труд, что приводило к развитию человеческой личности.
Рассмотрим воспитание и образование в Византии. В Византийской империи высокого уровня развитие достигло домашние формы обучения и воспитания. О воспитании заботились тем меньше, чем ниже социальный статус. Мальчики обычно наследовали профессию отцов. В семье простолюдина мальчики к 6–7-ми уже привлекали к посильной работе в доме и поле, в мастерской или лавке, и труд становился его главным воспитателем. В 14–15 лет юноши обычно выполняли уже настоящую мужскую работу и становились главной опорой семьи, если в ней не было зрелого мужчины.
Воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Их с самых ранних лет готовили к единственной роли – роли жены и матери. Весь «курс наук» простолюдинки проходили на кухне, в саду, в поле, за прялкой.
Дети богатых семей воспитывали иначе. К 5–7 годам мальчик попадал в руки наставника-педагога (дядьки), который наблюдал за играми ребенка, развлекал воспитанника и учил его грамоте. К началу XVIII в. византийцы стали ценить превыше всего силу. Поэтому большинство аристократов готовили своих сыновей к военной кафедре. Детей учили хорошо владеть оружием и искусству верховой езды, развивать выносливость и изучение наук проходило параллельно с трудовым воспитанием. Девочки из знатных семей могли заниматься изучением наук и художественным рукоделием, если родители не были против.
Информация по теме:
Методические разработки по изучению "Web
конструирования" в школьном курсе информатики и ИКТ
Одна из задач школы - содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками - искать необходимую информацию в доступных источниках, анализ ...
Анализ проведения занятий в условиях внедрения ФГТ
При проведении анализа занятий в различных детских садах в условиях внедрения ФГТ показал, что данные требования обеспечивают высокий уровень образовательного процесса в ДОУ. После внедрения ФГТ занятия стали иметь более выраженную направленность на улучшение и развитие того или иного качества ребе ...
Экспериментальная деятельность в детских учреждениях
Цель создания экспериментальной модели "детский сад - начальная школа" была достигнута и в основном исчерпана на организационно - управленческом уровне в связи с утверждением Типового положения (2009) об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педаг ...