Джон Локк разработал интересную педагогическую систему, оказавшую очень большое влияние на дальнейшее развитие буржуазной педагогики.
Характерной особенностью педагогической теории Д. Локка является унитаризм: руководствующим принципом воспитания он считал принцип полезности. Обучение, по мнению Джона Локка, должно иметь ввиду, нужды будущей практической деятельности воспитанника: «Тем не менее я не могу не сказать, что я желал бы, чтобы он учился ремеслу, ручному труду; и даже более того – не одному, а двум или трем, причем одному более основательно».
Джон Беллерс (1654–1725) также настаивал на изменении общественного устройства и отстаивал мысль о зависимости благосостояния страны от степени вовлечения всех в трудовую деятельность. Он разработал проект преобразования общества путем трудового воспитания всего народа. Для этого он предлагал организовывать трудовые колледжи, в которых живут и работают дети богатых и бедных семей. Дети, подростки и юноши должны воспитываться в духе трудолюбия.
Джона Беллерса высоко ценил К. Маркс, который писал, что истинный феномен в истории политической экономии, уже в конце XVII в. полной ясностью понимал необходимость уничтожения нынешней системы воспитания и разделения труда…».
Своим проектом Джон Беллерс поддерживает и продолжает развитие идеи соединения обучения детей с производительным трудом в истории педагогики.
В первые десятилетия XIX века в Западной Европе происходит возрождение идей раннего утопического социализма, который мы рассматривали выше.
Наиболее ярким представителем этого направления общественной мысли были французы Клод Анри Сен-Симон (1760–1825), Франсуа Мари Шарль Фурье (1772–1837), а также англичанин Роберт Оуэн (1771–1859).
Характеризуя воспитание, присущее новому обществу К.А. Сен-Симон Ф.М.Ш. Фурье и Р. Оуэн уже подошли к пониманию социально-педагогического значения индустриального производства, предупреждая о негативных последствиях, к которым может привести пренебрежение им. В их сочинениях проявилось осознание необходимости распространения всеобщего образование и его связи с организацией общественного труда. Связь обучения с трудом, науки воспитания здорового и развитого поколения.
Ф.М.Ш. Фурье говорил о том, что даваемые школой знания, оторванные от практики, отбивали интерес и охоту к учебе у детей. Он оценивал связь воспитания с трудом, с практикой как основу материального поколения «индустриальных влечений». Ф.М.Ш. Фурье считал целесообразным организацию для детей с самого раннего возраста участия в трудовых объединениях взрослых, в виде разнообразных, непродолжительных по времени и смягчающих друг друга трудовых занятий, своеобразных трудовых игр.
Всестороннее развитие умственных и физических мир каждого ребенка и формирование у детей наибольшей способности к труду социалист утописты XIX века относили к ведущим факторам, способствующим проявлению всех способностей человека. Аналогичные мысли высказывались и позднее, когда научно-технический прогресс стал рассматриваться в качестве основы перестройки общества.
На педагогическую теорию во второй половине XIX столетия сильное влияние оказала философия позитивизма. По определению основоположника О. Канта (1798–1857), опыт и теоретическое знание есть совокупность субъективных ощущений и переживаний. Авторитет позитивистской методологии в тот период был так велик, что под ее влияние попал крупнейший американский философ, педагог и социолог Джон Дьюи (1859–1952).
Информация по теме:
Сущностная характеристика духовно-нравственных ориентиров в развитии
личности
Духовно-нравственное формирование, становление и развитие личности происходит путём освоения ею культурно-исторического опыта. Подробнее остановимся на понятии «духовное». Сложно дать исчерпывающее понимание термина «духовное». Вероятно, духовное есть движение к высшему, к нравственности. Духовное ...
Определение понятий «религиозное образование», «светская школа»
Так как само понятие «религиозного компонента» очень широко, возникает необходимость его точного определения. В общеобразовательных муниципальных школах существует множество предметов, где «религиозный компонент» присутствует как необходимый элемент. Сюда можно отнести историю, обществознание, исто ...
Методы, приемы и формы работы с художественным текстом на уроках чтения
Методика чтения художественного произведения в младших классах имеет сложную историю развития, её спорные вопросы решаются вплоть до настоящего времени. Анализируя состояние методики чтения художественных произведений в школе начало 20в., С.П. Редозубов писал: ''следует заметить, что ''бережное отн ...