Духовно-нравственное формирование, становление и развитие личности происходит путём освоения ею культурно-исторического опыта.
Подробнее остановимся на понятии «духовное». Сложно дать исчерпывающее понимание термина «духовное». Вероятно, духовное есть движение к высшему, к нравственности. Духовное — это связь земного с неземным, для верующего человека — с Богом. Человек рано или поздно осознает эту связь. Если религиозное искусство все духовно, то светское — нет, это зависит от содержания и от создателя произведения.
«Духовное» в нашем понимании представляется как серьезное, глубокое содержание произведения искусства, в котором мир воплощается в высоких образах, приподнятых над бытом, и потому требует при восприятии сосредоточенности, умосозерцания, особой культуры восприятия.
«Духовность . есть творческая сила, — писал В. Зеньковский, — определяющая новое качество жизни . Духовная жизнь есть жизнь, она полна динамизма и движения, разум и свобода в человеке, чувства и активность его, раскаяние в грехе и надежда на лучшее, все, все в нас светится и держится сверхвременным началом, которое сияет не только на вершинах психической жизни, но и в элементарных ее формах, во всем развитии души».
В последние годы на проблемах духовности концентрируется внимание многих ученых, философов, публицистов. Так, Т. Турина в статье «Путь обретения духовных идеалов: религиозно-психологический аспект» пишет о возврате к духовным ценностям, носящим общечеловеческий, универсальный характер, и потому они «служат объединяющим началом для верующих и неверующих». Автор определяет шкалу религиозных ценностей: доброта, справедливость, мудрость, отношение к бессмертию, счастье, смирение, добродетель, милосердие, всепрощение, покой, радость, обретение внутреннего мира, справедливость, требовательность к себе, уступчивость, снисходительность, терпимость, признание прав и достоинств других людей, добросовестность, инициативность, дисциплинированность, чувство долга, ответственность — то есть те качества, которые требуют определенных внутренних усилий, воли, самоотверженности. Снижается значимость таких качеств, как способность к конкуренции, соперничеству, тщеславие. Труд является важной составляющей.
Интересна разработка этого вопроса в документах, подготовленных Советом по национальному обучению в Англии. Его председатель — профессор Дэвид Л. Пэскел в статье «Духовное и моральное развитие» пишет: «Категория «духовное развитие» рассматривается нами как нечто фундаментальное в процессе становления человека в человеке, как нечто, не всегда выраженное языком повседневности и тем более не всегда зависящее от физических ощущений. Духовное развитие, несомненно, связано с проблемой взаимоотношений людей, а для верующих – с проблемой отношения к Богу. Оно также определенно связано с вечными поисками личной уникальности и неповторимости, с нашей реакцией на такие требующие глубокого осмысления проблемы бытия, как смерть, страдание, красота, добро и зло. Оно имеет прямое отношение к поиску смысла и цели жизни, основных жизненных ценностей и ориентиров».
«Зная на своем личном опыте, что дает воспитание, я считаю, что в школе нужно ввести предмет « Основы православной культуры», потому что вся наша культура основана на христианских ценностях, и каждый культурный человек должен знать основы своей культуры. Это его обязанность. Нам говорят, что у нас много людей, исповедующих ислам или другие религии, но я думаю, что и они должны знать основы культуры то страны, в которой живут» - Святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
Сравним далее толкование понятия «духовный» С. Ожеговым и В. Далем. В «Словаре русского языка» С. Ожегова читаем: «Духовный. 1. Относящийся к области умственной деятельности, к области духа. 2. Церковный, относящийся к духовенству». На два значения слова «духовный» указывает и В. Даль: «Все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля». В обоих толкованиях «духовного» определяется два аспекта, соответственно двум мировоззрениям.
Информация по теме:
Психологические и поведенческие явления поддающиеся эффективной
саморегуляции
Психологические основы саморегуляции включают в себя управление познавательными процессами: восприятием, вниманием, воображением, мышлением, памятью, речью, а также личностью: поведением, эмоциями и действиями-реакциями на возникшую ситуацию. Саморегуляция каждого из перечисленных психических проце ...
Основное содержание умений, интеллектуального компонента культуры
умственного труда и способы их формирования
Уровень культуры умственного труда школьников определяет все стороны и результаты обучения: качество формируемых знаний и умений; познавательную активность учащихся и развитие их мышления, творческих сил; производительность учебного труда и зависящий от неё уровень учебной нагрузки; эффективность и ...
Проблема использования социокультурной работы с детьми
Как показал анализ, состояние нынешней системы воспитания в школах представляется как весьма сложное. Исследователи современных проблем системы воспитания в школе связывают их с пересмотром основных целеобразующих элементов воспитательной политики и переоценкой ценностей, поиском новых ориентиров в ...