Сущностная характеристика духовно-нравственных ориентиров в развитии личности

Педагогика » Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе » Сущностная характеристика духовно-нравственных ориентиров в развитии личности

Страница 1

Духовно-нравственное формирование, становление и развитие личности происходит путём освоения ею культурно-исторического опыта.

Подробнее остановимся на понятии «духовное». Сложно дать исчерпывающее понимание термина «духовное». Вероятно, духовное есть движение к высшему, к нравственности. Духовное — это связь земного с неземным, для верующего человека — с Богом. Человек рано или поздно осознает эту связь. Если религиозное искусство все духовно, то светское — нет, это зависит от содержания и от создателя произведения.

«Духовное» в нашем понимании представляется как серьезное, глубокое содержание произведения искусства, в котором мир воплощается в высоких образах, приподнятых над бытом, и потому требует при восприятии сосредоточенности, умосозерцания, особой культуры восприятия.

«Духовность . есть творческая сила, — писал В. Зеньковский, — определяющая новое качество жизни . Духовная жизнь есть жизнь, она полна динамизма и движения, разум и свобода в человеке, чувства и активность его, раскаяние в грехе и надежда на лучшее, все, все в нас светится и держится сверхвременным началом, которое сияет не только на вершинах психической жизни, но и в элементарных ее формах, во всем развитии души».

В последние годы на проблемах духовности концентрируется внимание многих ученых, философов, публицистов. Так, Т. Турина в статье «Путь обретения духовных идеалов: религиозно-психологический аспект» пишет о возврате к духовным ценностям, носящим общечеловеческий, универсальный характер, и потому они «служат объединяющим началом для верующих и неверующих». Автор определяет шкалу религиозных ценностей: доброта, справедливость, мудрость, отношение к бессмертию, счастье, смирение, добродетель, милосердие, всепрощение, покой, радость, обретение внутреннего мира, справедливость, требовательность к себе, уступчивость, снисходительность, терпимость, признание прав и достоинств других людей, добросовестность, инициативность, дисциплинированность, чувство долга, ответственность — то есть те качества, которые требуют определенных внутренних усилий, воли, самоотверженности. Снижается значимость таких качеств, как способность к конкуренции, соперничеству, тщеславие. Труд является важной составляющей.

Интересна разработка этого вопроса в документах, подготовленных Советом по национальному обучению в Англии. Его председатель — профессор Дэвид Л. Пэскел в статье «Духовное и моральное развитие» пишет: «Категория «духовное развитие» рассматривается нами как нечто фундаментальное в процессе становления человека в человеке, как нечто, не всегда выраженное языком повседневности и тем более не всегда зависящее от физических ощущений. Духовное развитие, несомненно, связано с проблемой взаимоотношений людей, а для верующих – с проблемой отношения к Богу. Оно также определенно связано с вечными поисками личной уникальности и неповторимости, с нашей реакцией на такие требующие глубокого осмысления проблемы бытия, как смерть, страдание, красота, добро и зло. Оно имеет прямое отношение к поиску смысла и цели жизни, основных жизненных ценностей и ориентиров».

«Зная на своем личном опыте, что дает воспитание, я считаю, что в школе нужно ввести предмет « Основы православной культуры», потому что вся наша культура основана на христианских ценностях, и каждый культурный человек должен знать основы своей культуры. Это его обязанность. Нам говорят, что у нас много людей, исповедующих ислам или другие религии, но я думаю, что и они должны знать основы культуры то страны, в которой живут» - Святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

Сравним далее толкование понятия «духовный» С. Ожеговым и В. Далем. В «Словаре русского языка» С. Ожегова читаем: «Духовный. 1. Относящийся к области умственной деятельности, к области духа. 2. Церковный, относящийся к духовенству». На два значения слова «духовный» указывает и В. Даль: «Все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля». В обоих толкованиях «духовного» определяется два аспекта, соответственно двум мировоззрениям.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Задачи со сказочными персонажами в 3 классе
Составные задачи на пропорциональность №64. Золушка разложила 12 кг помидор для засолки в 3 банки поровну. Сколько банок ей понадобится, чтобы засолить 32 кг помидор? Решение 3 банки – 12 кг ? банок – 32 кг 1) Вычисляем сколько кг огурцов помешается в 1 банку: 12 кг : 3 = 4 кг 2) Вычисляем, сколько ...

Информационно-развивающие методы обучения
К информационно-развивающим относятся методы, с помощью которых получают учебную информацию в готовом виде - в изложении преподавателя (лекция, рассказ, объяснение, беседа), или диктора (учебный кинофильм), или путем самостоятельного чтения учебника, учебного пособия, обучающей программы (программи ...

Интегрированные занятия, как одна из форм интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможности решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, ч ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru