Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможности решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
Различают несколько видов занятий:
- комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).
- комплексное – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует , а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.
- интегрированные – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).
Наиболее активными приемами в интегрированном занятии являются:
- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
- проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.;
- Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Примерная структура занятия:
1.Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения
2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Критерии оценки эффективности интегрированного занятия.
1. Качество знаний по теме (направлению и др.): полнота, правильность, осознанность.
2. Умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и процессов.
3. Отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию.
Специфика анализа состоит в следующем:
1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.)
2. Содержание и компоненты интеграции. Какие разделы программы в нее входят? Каково сочетание старых, классических, новых, основных и дополнительных разделов (парциальных программ) в процессе интеграции?
3. Направление и объем интегрируемых разделов, в чем он выражается:
- в создании нового раздела (программы);
- цикла (блока) периодически повторяемых занятий;
- единичных интегративных занятий.
4. Уровень (стадия) интеграции содержания в разделе или на занятии:
5. Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.
6. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление)?
Информация по теме:
Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста
В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и я ...
Программные требования к сюжетным задачам во 2 классе
Объем изучаемого во 2-м классе по «Программе по математике в 1-4 классах начальной школы» материала для подготовки к решению сюжетных задач: - нумерация и порядок образования целых чисел от 1 до 100, число 0; - понятие операций сложения и вычитания (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, результат (су ...
Подготовка студентов старших курсов к осуществлению управления
учебно-воспитательным процессом по иностранным языкам в школе
На старших курсах совершенствуется процесс формирования профессиональной активности, углубляется понимание важности овладения идеями управления в деятельности будущего учителя. Изучаемые в ВУЗе предметы: дают студентам информацию об основах управления познанием и процессом воспитания, раскрываются ...