В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его способности нестандартного мышления и поведения, а значит, что возрастает потребность общества в неординарной творческой, одаренной личности, т.к. именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми, потому что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить.
Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена и строго индивидуализирована.
Из этого следует, что раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Актуальность проблемы одаренности продиктована также тем, что образование является основой роста конкурентоспособности государства в современном мире и, несомненно, одаренные дети составляют его особый ресурс, так как обладают неординарными способностями, проявляющимися в виде высоких достижений в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день достаточно подробно изучен общенаучный феномен «одаренность» (более ста определений), обоснован феномен «детская одаренность». Необходимо исследовать социально-педагогические аспекты феномена «одаренные дети». Это позволит за научными фактами увидеть живую растущую личность, обладающую индивидуальными качествами, в том числе особенностями проявленной одаренности и потребностями одаренного ребенка в конкретно данный период.
Но многие вопросы, связанные с развитием одаренных детей, формированием их личности в различных видах деятельности в условиях образования остаются еще слабо изученными, недостаточно используются возможности дополнительного образования детей, объединяющего воспитание, обучение и развитие личности. Обусловлено это постоянно возникающими педагогическими и психологическими трудностями по причине разнообразия проявлений одаренности; множеством теоретических подходов и методов к ее исследованию; чрезвычайно малым числом специалистов, профессионально и личностно подготовленных к работе с одаренными детьми. Вот почему проблема самореализации одаренных детей, осознанно корректируемая культурно выработанными способами, интересна как значимая для прогресса общества.
Объектом исследования являются одаренные школьники в образовательном процессе школы.
Предмет исследования – педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе школы.
Цель исследования состоит в изучении психолого-педагогической литературы по проблеме педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном процессе школы, а также изучение уровня интеллектуальной и эмоциональной одаренности в средней школе и условий ее развития с помощью констатирующего эксперимента.
Задачи: раскрыть сущность понятий «одаренность» (интеллектуальная, эмоциональная), «одаренный ребенок», «интеллект», «эмоциональный интеллект»; дифференцировать виды одаренности; проанализировать условия развития одаренности; определить базовые принципы педагогического сопровождения; изучить уровень интеллектуальной и эмоциональной одаренности и влияющий на него климат отношений в классе.
Методами исследования являются проверка результатов и теоретических выводов на основе анализа литературы, изучения и обобщения педагогического опыта; методы наблюдения, анкетирования, тестирования, уточняющего собеседования, обобщения независимых характеристик.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников, 5 приложений. Объем курсовой работы составляет 64 страницы, в том числе 4 графика. Список использованных источников включает 25 наименования. Приложения составляют 15 страниц.
Информация по теме:
Виды принципов обучения
Под дидактическими принципами понимают некоторые очевидные исходные положения, которым должен удовлетворять любой учебно-воспитательный процесс, т.е. аксиомы образования и обучения. Принцип систематичности: обучение, однажды начавшись, должно продолжаться в определенном режиме и ритме до достижения ...
Из опыта работ по формированию представления о массе предметов и способах их
измерения
В данной работе был изучен подход к формированию представления о массе предмета и способах ее измерения воспитательного коллектива ДОУ № 41. Исследование проводилось в период с 18 января по 18 октября 2010г., за основу была взята видоизмененная методика Л.Ф. Обуховой. Целью данной методики является ...
Интересные
факты
В Оксфордском университете, в Кларендонской лаборатории, имеется электрический колокольчик, который непрерывно звонит с 1840 года. В нём используются силы электростатического притяжения, поэтому для поддержания работы тратится очень небольшое количество энергии. Сухие элементы питания для колокольч ...