Целью данного эксперимента было выявить интеллектуально одаренных детей (ребенка) в экспериментальной группе, а также проанализировать общую ситуацию, в которой она развивается.
В качестве экспериментальной группы было выбрано десять школьников восьмого класса средней школы с различным уровнем успеваемости и социального положения семьи.
Время на прохождение экспериментального теста составило 45 минут. Тест проводился в обычных для школьников условия – в учебном классе, результаты которого были обработаны на основе кривой развития уровня IQ в течении жизни (по Айзенку) [График 1.]
График 2. Уровень показателя IQ у экспериментальной группы
Опираясь на полученные данные можно сказать, что учащийся №3 представляет для нас особый интерес. Уровень показателя IQ у него намного выше среднего показателя. Но, несмотря на очень высокий показатель интеллектуальной одаренности, этот ученик не учиться на «отлично», однако ему присуще хорошая успеваемость по всем предметам, а также нестандартное мышление. Но его высокие интеллектуальные способности не дают ему особого успеха в учебе и в общении со сверстниками.
Большинство из нас подсознательно понимает, что существует огромное различие между сообразительностью в классе и сообразительностью на улице – между теоретическим умствованием и практической смекалкой. Первое занимает свое определенное место, в то время как вторая, хотя и более неуловима, гораздо более интересна. Это способность настраиваться на окружающий мир, что человек мог понимать ситуации, легко общаться с другими людьми и брать на себя управление собственной жизнью. Сейчас, благодаря исследованиям эмоционального интеллекта неопровержимые данные показали связь между этой способностью (которая относительно мало общего имеет с интеллектом как таковым) и долговременным успехом.
С 90-х годов прошлого века предметом обсуждения стало понятие эмоционального интеллекта, EQ.
Эмоциональный интеллект — это группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, поэтому в обществе их поведение более адаптивно и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.
Впервые сочетание «эмоциональный интеллект» появилось в 1990 году. То есть, совсем недавно. Но на сегодняшний день в свет выпущены уже тысячи книг и статей на эту тему. Но, к сожалению, отсутствие общепризнанной точки зрения на эмоциональный интеллект приводит к тому, что каждый ученый, тренер, консультант высказывает свое собственное понимание вопроса, что зачастую затрудняет констатирование фактов и суммирование результатов исследования касающихся EQ.
Сама идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалась такими авторами, как Эдуард Торндайк, Джой Гилфорд, Ганс Айзенк. В развитии когнитивной науки в определенный период времени слишком много внимания уделялось информационным, «компьютерным» моделям интеллекта, а аффективная составляющая мышления, по крайней мере, в западной психологии, отошла на дальний план.
Понятие социального интеллекта как раз и явилось звеном, связывающим воедино аффективную и когнитивную стороны процесса познания. В сфере социального интеллекта вырабатывался подход, понимающий познание человека уже не как «вычислительную машину», а как объект с когнитивно– эмоциональными процессами.
Другой предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. После того, как Абрахам Маслоу в 50– х годах ввел понятие самоактуализации, в западной психологии случился «гуманистический бум», который породил серьезные интегральные исследования личности, объединяющие когнитивные и аффективные стороны человеческой природы.
Один из исследователей гуманистической волны Питер Салоуэй в 1990 году выпустил статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большинства в профессиональном сообществе, стала первой публикацией на эту тему. Он писал, что последние несколько десятков лет представления и об интеллекте, и об эмоциях коренным образом изменились. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции – как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни.
Делая обобщение, можно сказать, что эмоциональный интеллект, по его мнению, включает в себя 4 части:
1) способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека);
2) способность направлять свои эмоции в помощь разуму;
3) способность понимать, что выражает та или иная эмоция;
Информация по теме:
Элективные и факультативные курсы
Перспективы введения профильного обучения в старшей школе вызвали интерес к такой форме образовательной деятельности как элективные курсы. Это достаточно новый вид дополнительных занятий в школе, поэтому выясним, чем они отличаются от факультативных курсов. Выясним что такое факультативный курс. Эт ...
Нарушение поведения как психолого-педагогическая проблема
Отклоняющееся поведение- это поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Однако ожидания со временем меняются. В СССР в 60—70-е годы школьные учителя боролись с "длинноволосыми" учениками, усматривая в этом подражание "буржуазном ...
Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве
В «Великой дидактике» Я.А. Коменский впервые в истории образования предложил и стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости, по Я.А. Коменскому, до 24 лет. Первой ступенью воспитания и образования детей от рожден ...