Причины и следствия отклоняющегося поведения младших школьников

Педагогика » Поощрение и наказание в преодолении нарушений поведения младших школьников » Причины и следствия отклоняющегося поведения младших школьников

Страница 1

Отклоняющимся обычно называют поведение школьников, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Они чаще всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их совершить, а не внутренними причинами, психическими расстройствами. Отклоняющееся поведение - обычные трудности развития ребенка.

Во всех случаях отклоняющегося поведения отмечается нарастание эмоциональной напряженности. Оно характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний детей. Напряженность ведет к потере чувства реальности, снижению самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое поведение. Под влиянием разбушевавшихся эмоций ребенок, как и взрослый, перестает контролировать свои поступки, способен на безрассудные действия. Ему ничего не стоит нагрубить, ударить, что-то сломать. Таким образом, отклоняющееся поведение - это изменение реакции ребенка на неприемлемую для него ситуацию.

Кроме главной и всеобъемлющей причины - нарастания напряженности жизни, вызывающей постоянную тревожность у людей и деформирующей их поведение, действуют факторы воспитательные.Отклоняющееся поведение - почти всегда результат неправильного воспитания. Неправильное воспитание - это и воспитание недостаточное, и воспитание чрезмерное. Его характеризуют два основных стиля: тепличной опеки и холодной отверженности. При нормальном, взвешенном, сбалансированном воспитании, опирающемся на индивидуальность ребенка, отклонений нет, и формируются нормальные люди.

Приведём пример чрезмерного воспитания, или так называемой неумеренной опеки. Ребенок живет в благополучной, зажиточной семье. Он единственный наследник. Для родителей «самый, самый». Его постоянно ласкают, опекают, им любуются, находят у него всякие таланты, самые лучшие качества. Ему ни в чем и никогда не отказывают. При этом он растет неумелым, несамостоятельным, беспомощным. День за днем формируется эгоист, семейный деспот, который не умеет и не хочет ничего делать, а только требует исполнения своих желаний. Можно легко предположить, каково ему будет в школе. Для него, непривычного трудиться, обычные задания и требования школьного распорядка оказываются чрезмерными. Неизбежно возникает отклоняющееся поведение, результат которого нетрудно предсказать - истероидный характер. Ребенок негативно реагирует на все трудовые усилия. Он надолго останется инфантильным, в жизнь вступит без надлежащей подготовки и закалки, с характером трудным, неуживчивым. Эгоизм, себялюбие, нежелание трудиться, привычка жить за счет других будут сопровождать этого человека всю жизнь. Нелегко придется ему среди нормально воспитанных людей, а обществу трудно будет удовлетворять все его прихоти.

Другой распространенный пример - недостаточное воспитание. Ребенок брошен на произвол судьбы. Им никто не занимается, воспитания по сути никакого нет. Ребёнок стихийно наследует то, что видит в окружающей жизни,- в равной мере и плохое, и хорошее. Но хорошего, к сожалению, меньше. Во взрослую жизнь такой ребенок входит, впитав все пороки. Его поведение неизбежно будет отклоняющимся от нормы, потому что другого поведения такой ребенок не знает, никто никогда не учил его, как должен вести себя нормальный человек.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
Понятие "задержка психического развития" (ЗПР) употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений ре ...

Волевые качества личности младшего школьного возраста
Каждый период в жизни и развитии ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойст ...

Определение понятия компетентности
Компетентность в языковом образовании нередко ассоциируется с понятием «коммуникативная компетенция», что лишь частично раскрывает его сущность. В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих област ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru