В педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но одной из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования, т.е. того, как воздействовать на ребёнка, чтобы добиться от него желаемого поведения. В определенном смысле, это средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса.
Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний воспитатель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. При этом важно учитывать, что в воспитании детей в школе и семье, как и в обществе, «мы имеем в виду дисциплину, построенную не на страхе, который лишает людей уверенности, порождает нечестность - речь идёт о дисциплине, построенной на высокой сознательности и ответственности людей».
В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание - это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.
Проблемой использования методов поощрения и наказания занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и другие. В настоящее время этой проблемой занимаются Л.Ю. Гордин, Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков. Но нетрудно заметить, что работы этих и многих других учёных полны самых противоречивых утверждений - от непомерно расширительного толкования поощрений и наказаний, попыток выдать их за какие-то «универсальные» воспитательные средства до почти полного отрицания их педагогического значения.
Причина такого положения в том, что в педагогической теории нет ясного понимания сущности поощрения и наказания как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь порку, воздействие грубым насилием, а к поощрениям - только награды, подарки. Иногда же, напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием. Итогом служат крайние и взаимоисключающие друг друга подходы в теории, которые отрицательно сказывается и на практике использования поощрения и наказания.
Проблема девиантного поведения у школьников занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Основной задачей решения данной проблемы девиантного поведения школьников становятся превентивные меры по предупреждению девиации, профилактика и, при необходимости, психолого-педагогическая коррекция.
Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Последняя имеет решающее значение для его воспитания. Особо при этом принадлежит роль малым группам, в которых школьник взаимодействует с другими. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения.
Таким образом, новизной данной проблемы является то, что не все взрослые могут правильно и рационально использовать по отношению к современным детям и учащимся методы поощрения и наказания, т.к. не учитывают индивидуальные и возрастные психологические особенности.
Объект исследования – нарушения поведения младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Предмет исследования - методы поощрения и наказания, применяемые в процессе преодоления нарушений поведения.
Гипотеза: систематическое использование игровыхметодов стимулирования(наказания и поощрения) будет способствовать преодолению нарушения поведения младших школьников.
Цель исследования: проанализировать влияние методов поощрения и наказания на преодоление нарушений поведения младших школьников.
Для реализации поставленной цели в исследовании были определены следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; сравнить точки зрения различных авторов на проблему исследования.
проанализировать роль и место поощрения и наказания в педагогическом процессе; условия воздействия поощрения и наказания на ребёнка.
подобрать, систематизировать и апробировать в практической деятельности методику диагностики выявляющую некоторые отклонения в поведении младших школьников.
подобрать и апробировать игры и упражнения для коррекции поведения младших школьников; по коррекции асоциального поведения и апробировать их в ходе преддипломной практики.
провести повторную диагностику и сравнительный анализ полученных результатов, и определить целесообразность применения поощрения и наказания в коррекции нарушений поведения.
В соответствии с целями и задачами были использованы такие методы исследования, как теоретический анализ психолого-педагогической литературы, диагностическая методика карта наблюдений Стотта (шкала 7 «Асоциализация»), неэкспериментальные методы: наблюдение за поведением учащихся.
Для написания даннойдипломной работы были использованы труды таких авторов, как В.Е. Гмурман, Л.Ю. Гордин, А.С. Макаренко, Е.И.Рогов. Также в наше время нельзя обойтись без интернет-источников, которые помогли при написании дипломной работы.
Информация по теме:
Технологии воспитания
Рассмотрим как пример технологию «жесткого» коллективного воспитания великого педагога А.С. Макаренко, технологию гуманного коллективного воспитания педагога В.А. Сухомлинского и современные тенденции, и принципы организации воспитательной деятельности в общеобразовательной школе разработанные веду ...
Методика воспитания культуры умственного труда младших классов
Воспитание культуры умственного труда осуществляется как в ходе учебного процесса, так и во внеурочной деятельности учащихся. Основными направлениями в решении задач обучения учащихся умению учиться являются реализация межпредметной схемы разъяснения общих вопросов учебно-познавательной деятельност ...
Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей
старшего дошкольного возраста с ФФН
В ходе изучения методической литературы нами были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия, предложенные Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, Чевелевой Н.А, Фомичевой Н., Казанской В.Л и др. Речевой и наглядный материал для данных упраж ...