4) способность управлять эмоциями.
Позже эти идеи были дополнены, и стало очевидным, что эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, и не триумф разума над чувствами, а это уникальное пересечение обоих процессов.
Следующим шагом исследователи, после определения конструкта эмоционального интеллекта, вполне естественно, ставят вопрос о том, как его измерить. Ответ для многих вполне очевиден: если уж проводить аналогию с интеллектом, то нужен некий коэффициент, который будет показывать, на сколько человек «эмоционально умен». Естественно, что эта цель достигается в основном методом тестирования.
Таким образом были разработаны различные многошкальные тесты, но, к сожалению подавляющее большинство из них разработаны за рубежом.
Несмотря на различные подходы можно все же перечислить основные достижения в области тестирования эмоционального интеллекта.
MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Tests). Питера Салоуэя и Джона Майера. Краткое описание.
Тест состоит из 141 вопроса, которые оценивают испытуемого по двум областям и четырем шкалам. Первая «Распознавание эмоций» – отражает способность тестируемого воспринимать и различать чувства, как свои, так и окружающих. В вопросах этого типа испытуемые смотрят на портрет и должны выбрать, что чувствует человек, на нем изображенный.
Методики, разработанные в Институте психологии РАН (Люсин Д.В, Марютина О. О., Степанова А. С.). Краткое описание.
Они выделяют два вида эмоционального интеллекта: внутриличностный и межличностный, и строят свой опросник соответственно этому делению. К межличностному интеллекту они относят все формы понимания и интерпретации чужих эмоций, а к внутриличностному, соответственно, своих.
Также стоит отметить следующие тесты.
SEI (Six Seconds Emotional Intelligence Test)
OVC (Organizational Vital Signs)
«Эмоциональный интеллект» – лаборатории «Гуманитарные технологии» – тест отечественных авторов.
Опросник Н. Холла, представляемый И. Андреевой (Полоцкий Госуниверситет).
Классификации EQ
Конечно же ученые постарались охватить все эмоциональные способности, разделив их на пять областей, или сфер, и 15 подразделений или шкал.
1. Внутриличностная сфера касается нашей способности понимать себя и управлять собой.
Она охватывает:
а) Самоанализ – способность распознавать, что вы чувствуете и почему вы это чувствуете, и осознавать действие, которое ваше поведение производит на окружающих;
б) Ассертивность (самоутверждение) – способность открыто выражать свои мысли и чувства, быть твердым и защищать свою точку зрения;
в) Независимость – способность направлять и контролировать себя, стоять на своих ногах;
г) Самоуважение – способность признавать свои сильные и слабые стороны и быть хорошего мнения о себе, несмотря на слабости;
д) Самореализация – способность реализовать свой потенциал и быть удовлетворенным своими достижениями на работе и в личной жизни.
2. Межличностная сфера касается ваших «общественных навыков» – вашей способности взаимодействовать и ладить с другими. Она состоит из трех градаций.
а) Эмпатия – это способность понимать, что другие люди могут чувствовать и думать.
б) Социальная Ответственность – это способность сотрудничать с другими людьми и быть полезным членом своей социальной группы.
в) Межличностные Отношения – это умение завязывать и поддерживать отношения, которые взаимно благотворны и отмечены способностью к компромиссам и чувству социальной близости.
3. Сфера Приспособляемости (Адаптивности) включает в себя:
а) Способность быть гибким и реалистичным и решать ряд проблем по мере их возникновения. Ее три шкалы:
◦ Понимание (адекватная оценка) действительности – способность видеть вещи такими, какими они на самом деле являются, а не такими, как вам хочется их видеть, или такими, какими вы их боитесь;
◦ Гибкость – способность согласовывать свои чувства, мысли и действия с изменяющимся условиями;
◦ Умение решать проблемы – способность определить проблему и затем перейти к созданию и выполнению эффективного, подходящего решения.
4. Сфера умения справиться со стрессом касается вашей способности выдерживать стресс и контролировать свои импульсы.
Его две градации:
а) Переносимость стресса – способность оставаться спокойным и сосредоточенным, конструктивно противостоять неблагоприятным событиям и противоречивым эмоциям, не сдаваясь;
б) Контроль над импульсами – способность сопротивляться искушению или отложить порыв к немедленному действию.
5. Сфера общего настроения тоже имеет две градации.
а) Оптимизм – это способность поддерживать реалистичную положительную установку, особенно при неблагоприятных обстоятельствах;
б) Счастье (Happiness) – способность быть довольным жизнью, доставлять удовольствие себе и другим и с энтузиазмом и радостью предаваться ряду увлечений.
Информация по теме:
Программные требования к сюжетным задачам в 1 классе
Объем изучаемого в 1-м классе по «Программе по математике в 1-4 классах начальной школы» материала для подготовки к решению сюжетных задач: - нумерация и порядок образования целых чисел от 1 до 100, число 0; - понятие операций сложения и вычитания (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, результат (сум ...
Виды дидактических поисковых моделей обучения
С позиции теории деятельности диалогическое общение является важнейшей составляющей современного обучения. Диалог задает контекст совместной учебной деятельности, в котором происходит развитие субъекта этой деятельности, учащегося. Применительно к школе, ключевым для понимания роли диалогического о ...
Возрастная динамика длины и веса тела
Длина тела у школьников 5 класса была равна 147 см, у шестиклассников этот показатель оказался на 2 см больше. У школьников 7 класса увеличился рост по сравнению с шестиклассниками ещё на 9 см, а у восьмиклассников - на 8 см (табл. 1). Следовательно, наиболее выраженное изменение длины тела за врем ...