Если говорить об успеваемости в школе учащихся, память во многом облегчает обучение, поэтому всё же нужно заметить, что развитая память сама по себе является интеллектуальной способностью человека. Память и интеллект идут параллельно, поэтому память всё же неотрывна от психических процессов и в том числе от мышления. Именно поэтому вид мышления и памяти зачастую совпадают. Мышление в этом возрасте тесно связано с памятью мыслит, значит – вспоминать, то есть запоминание сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям.
Так у младших школьников преобладающим является образное мышление, а следующим этапом является словесно-логическое, то же самое происходит и с памятью. Поэтому для развития памяти необходимо использовать методы и приемы с использованием наглядности, как опорой на характерной для этого возраста особенностью.
В конце младшего школьного возраста начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использования этого вида памяти, а так же к произвольной и опосредованной памяти.
Поэтому будет правильно, если сказать, что не бывает плохой памяти, если это не связано с патологией. Память можно улучшить с помощью специальных упражнений, улучшить память можно благодаря постоянному заучиванию стихотворений. Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух.
Подводя итог всему сказанному, нужно отметить, что в практике учителя существуют неограниченные возможности для творческого поиска новых форм и методов развития познавательных процессов учащихся, активизации учебного процесса.
Цель:
выявить преобладающий тип памяти.
Процедура исследования: Начинают с прочтения всех слов первого ряда (интервал три секунды), затем испытуемые записывают запомнившиеся слова. После десяти минут отвлечения от опыта показывают карточку со словами второго ряда (в течении тридцати секунд), записывают и отдыхают десять минут. Слова третьего ряда читают вслух, а испытуемые шепотом повторяют их и записывают. Через десять минут показывают карточки четвёртого ряд, которые затем зачитывают вслух. Учащиеся повторяют шепотом и “пишут” их в воздухе. Потом записывают.
для запоминания вслух |
При зрительном восприятии |
При моторно-слуховом |
При комбинированном |
Лист Ваза Море Дом Банк Гроза Книга Лес, мяч Шкаф |
Свеча Ночи Бревно Вода Глаз Год Река Заря, гриб Чашка |
Сено Шутка Слива Гусь Ягода Парта Жук Ветер Мед, заяц |
Луна Капля Белка Поле Марка Сыр Труба Пол Торт, спица |
Методика № 2
Цель:
выявить уровень развития опосредованной памяти.
Материал необходимый для проведения методики служит лист бумаги и ручка. Перед началом обследования испытуемому предлагается следующие слова.
Информация по теме:
Особенности и основные характеристики одежды
крестьян Южного Алтая
В повседневной жизни людей одежда играет огромную роль. Она является предметом первой необходимости, потому что защищает человека от неблагоприятных проявлений климата. Одежда - это совокупность изделий, которыми человек покрывает свое тело полностью или частично. Требования, предъявляемые к одежде ...
Понятие дидактической поисковой модели
Дидактические поисковые модели основаны на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения проблем. Понятие "дидактические поисковые модели" отличается от понятия метода обучения, т.к. включает в себя, кроме метода обучения, также и деятельность учащихся и позицию учителя. Обобщенной ба ...
Творческая тетрадь для шестого класса по теме “Признак
делимости на 11 натуральных чисел”
Настоящий параграф посвящен одному из средств обеспечения выполнения творческих работ по математике, которое мы назвали творческой тетрадью. Творческая тетрадь – это особым образом оформленная система заданий и мест для решения, выстроенная в соответствии с логикой разворачивания исследовательской ...