Педагогика как теоретическая и прикладная наука работает в тесном сотрудничестве с психологией, наукой, исследующей факты, закономерности и механизмы психики человека, являющегося для педагогики объектом изучения и воспитания.
Задачи современной психологии во многом обусловлены требованиями, которые предъявляет педагогике научно-технический прогресс. Масса информации предлагаемой учащимся, возрастает с невероятной быстротой. Следовательно, на первый план выступает проблема формирования качеств памяти, которые позволяют учащимся самостоятельно усваивать постоянно растущую информацию, проблема развития таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечили бы человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса.
Если «научение - это процесс, позволяющий накапливать информацию в нервной системе», то память можно определить как «совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением».
Рецепторы и особенно ретикулярная формация выполняют роль фильтров, выделяя в каждый момент времени те входные сигналы, которые признаются важными для организма. Только после этого мозг «обращает внимание» на эту важную информацию и решает, как ее обрабатывать и сохранять.
Таким образом, события жизни проходят через нашу память как через сито, некоторые из них задерживаются в его ячейках надолго, другие же только на то время, которое требуется, чтобы через эти ячейки пройти. Без этого механизма избирательной фиксации никакое научение не было бы возможным, так как в мозгу не оставалось бы следов, формирующих навыки, необходимые для выживания. С другой же стороны, если бы сохранялась вся несущественная информация, то нервные сети оказались бы настолько перегруженными, что мозг, в конце концов, уже не мог бы отделять главное от второстепенного, и деятельность его была бы полностью парализована. Поэтому память - это способность не только к запоминанию, но и к забыванию. Именно поэтому, дети со слабой мотивация к обучению, тут же забывают знания, которые только что получили на уроке, тот же эффект получается если: учебный материал не достаточно эмоционально окрашен, или ребенок все время отвлекается от учебного процесса, и многие другие причины препятствуют запоминанию учебного материала, а значит снижается эффективность обучения.
Психологами собран огромный материал, позволяющий изучить различные виды памяти. Развитие памяти должно начинаться в раннем детстве, но поскольку этой проблеме и по сей день не придается большого значения, то все недочеты в воспитании и развитии ребенка приходятся на младший школьный возраст. Поэтому так важно знать особенности памяти младших школьников и использовать все возможные способы для ее развития. Учитель начальных классов должен заботиться о развитии памяти у детей буквально с первых дней их школьной жизни.
Значительный вклад в изучение содержания памяти внесен такими отечественными ученными как: Л.С. Выготский, Л.В. Занков, П.И. Зинченко, С.Л. Рубенштейн и другими. В своих работах они дали характеристику тех мыслительных процессов, которые служат опорой запоминания, источником его значительно высокой продуктивности.
Существенные данные, характеризующие содержательную сторону процессов памяти, представлены в исследованиях Р.А. Зинц, он, продемонстрировал зависимость эффективности непроизвольного запоминания, от места объектов в структуре деятельности (их мотивациями, целями), а также от способов смысловой обработки запоминаемого материала.
Также значительный вклад в изучение памяти внесли зарубежные ученые: Д. Лапп, Ф. Лезер и другие, которые работали над важнейшими функциями памяти, разработали разнообразные тесты и упражнения, позволяющие проверить и оценить свою память и поработать над ее развитием.
Л.С. Выготский отмечал, что в детстве мышление, память и воображение неразделимы. Поэтому, развивая одно из звеньев триады, мы развиваем и остальные. В младшем школьном возрасте преобладает образное мышление, а так как мышление напрямую связано с памятью, то в работе по развитию памяти необходимо учитывать эту возрастную особенность развития познавательных процессов. Методика работы с образами очень много дает ребенку. Дети после обучения прекрасно запоминают тексты, стихи, правила, формулы, географические названия, исторические даты, могут надежно запомнить до 100 иностранных слов в день без зубрежки.
Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений, навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.
Знания ученика будут прочными, если они приобретены и закреплены в долговременной памяти, и закрепились в результате его собственной творческой деятельности.
Для достижения этой цели в процессе обучения наиболее эффективным предметом является английский язык, так как именно изучение иностранного языка, влияет на развитие словесной и слуховой видов памяти. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями урока иностранного языка в развитии памяти учащихся. Причина столь исключительной роли иностранного языка в том, что его изучение позволяет развивать фактически все виды памяти.
Изучение английского языка предполагает запоминание слов, что способствует развитию словесной памяти, восприятия на слух английских слов, что способствует развитию слуховой памяти, а так же запоминание зрительного образа буквы и полностью слова, что способствует развитию образной, зрительной и даже ассоциативной памяти. Английский язык способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, речи для развития умения кратко, четко и правильно излагать свои мысли. Вот почему память целесообразно развивать в процессе обучения именно на уроках английского языка.
Несмотря на всю актуальность данной проблемы, в настоящее время материалы по развитию памяти в процессе обучения английскому языку не систематизированы. Не разработаны приемы и методы, которые позволили бы с наибольшим эффектом развивать память ребенка, в процессе обучения английскому языку. Нет методики комплексного применения различных способов в развивающих целях. Хотя многими ученными выдвигалась идея о том, что именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития ребенка и его памяти, так как учебная деятельность в этом возрасте является ведущей, то на основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения возникают предпосылки к развитию памяти. Развитие памяти ребенка требует индивидуального подхода, который бы учитывал особенности интеллектуальной деятельности каждого ученика. Важно, используя различные методы обучения на уроках, создать условия для целенаправленного развития и совершенствования всех познавательных процессов, в том числе и памяти.
Актуальность проблемы
и ее недостаточная разработанность в теории и практике позволили сформулировать тему
исследования: «Развитие памяти младших школьников на уроках английского языка».
Изучение теоретического материала позволило сформулировать проблему исследования
: способствует ли создание педагогических условий на уроках английского языка развитию памяти у младших школьников?
Цель
: выявить и проверить на практике педагогические условия, обеспечивающие развитие памяти младших школьников на уроках английского языка.
Объект:
процесс развития памяти младших школьников.
Предмет:
педагогические условия развития памяти младших школьников на уроках английского языка.
Гипотеза исследования:
развитие памяти младших школьников на уроках английского языка будет осуществляться эффективно, если:
- осуществляется диагностика, и учитываются уровни развития памяти младших школьников;
- обеспечивается многочисленность и разнообразие методов и приемов, способствующих развитию памяти младших школьников;
- используются на уроках английского языка различные средства обучения, способствующие развитию памяти младших школьников.
Задачи:
Рассмотреть теоретические основы развития памяти младших школьников.
Определить особенности развития памяти младших школьников и определить уровни его развития.
Выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические методы и приемы, обеспечивающие развитие памяти младших школьников на уроках английского языка.
Для осуществления поставленных задач целесообразно применение данных методов исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. Методы математической обработки данных эксперимента;
3. Педагогический эксперимент;
4. Метод наблюдения;
5. Метод беседы.
Информация по теме:
Особенности восприятия и анализа лирического
произведения учениками
Отношение к лирике школьника-читателя на разных этапах его развития разное. На последнем этапе (в старших классах), важно подвести читателя к осмыслению того, что произведение есть отражение авторского миропонимания, а его творчество отражение процесса формирования, изменения взглядов. Художник все ...
Проблемные вопросы в системе высшего образования Украины
Фактически Украина внедрила ступенчатую подготовку раньше многих стран Европы, но при этом не решила важные структурные проблемы, которые остались от прежней централизованной экономики, и те, которые возникли в период независимости государства в связи с особенностями переходного периода. К указанны ...
Особенности процесса разработки теста по иностранному
языку в средней школе
Тестирование, являясь одной из перспективных форм контроля, получает все более широкое применение в школьной практике. Новаторский характер тестирования является причиной возникновения проблем, связанных с введением тестирования в школьную практику. Одна из наиболее актуальных проблем тестирования ...