Рассмотрим проблему развития памяти, то есть те типичные изменения, которые в ней происходят по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям.
Во-первых, мнемическая память постепенно дополняется и замещается логической.
Во-вторых, непосредственное запоминание превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств.
В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве превращается в произвольное.
В развитии памяти можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщении к материальным и культурным достижениям человечества.
Существенный вклад в понимание филогенетического развития внес Л.С. Выготский. Он считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека. Благодаря различным формам речи-устной, письменной, внешней, внутренней - человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации.
Память представляет такую сферу деятельности, в которой легче всего оценить продуктивность. Память подобно любым другим задаткам, развивается одним путем – упражнения. Поэтому, не правы те, кто жалуется на слабость памяти, стремятся не очень то ее обременять. Механизмы памяти должны быть подвижны и всегда в «форме». Их нужно постоянно тренировать, ежедневно выделяя для этого час или 20 -25 минут.
Вопрос о приемах и методах запоминания был поставлен Л.В. Занковым и А.Н. Леонтьевым.
Выделены следующие приемы и методы, содействующие осмысленному пониманию и запоминанию текстов: использование смысловых связей, сравнения, классификация, систематизация.
Специальные исследования непосредственного и опосредованного запоминания в младшем школьном возрасте провел А.Н Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс – непосредственное запоминание – с возрастом постепенно замещается другим, опосредованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов – средств запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемотехнических средств памяти, по мнению Леонтьева, состоит в том, что «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное, затем наше запоминание становиться опосредованным». Само развитие стимулов – средств для запоминания подчиняются следующим закономерностям: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память), а затем становятся внутренними (чувства, ассоциации, мысли.
В последние годы все больше получает распространение групповой тренинг познавательных процессов (мышления, воображения и памяти). Попробуем сформулировать на основе изложенного здесь материала некоторые практические рекомендации по улучшению памяти:
1. То, что мы можем выразить словами обычно запоминается лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Чем больше мы думаем над материалом, тем активнее стараемся представить его зрительно, тем легче прочнее он запоминается.
Информация по теме:
Теоретическое обоснование индивидуального подхода на уроках физической
культуры
При оздоровительной тренировке по принципу «навстречу Природе» акцент делается на развитие сильных сторон двигательной подготовленности учащихся, присущих каждому соматотипу и наиболее бурно развивающихся именно в этом возрасте при таких занятиях моторная плотность занятий и средняя интенсивность н ...
Компьютерные игры – глубокий индивидуальный подход к ребенку и метод коррекции
личности отстающих в развитии детей
Исследования ученых показывают, что компьютер становится доступен пониманию ребенка примерно с 5 лет «анализ процесса компьютеризации средней школы позволяет заметить: возрастная планка изучения или применения вычислительной техники, ранее находившаяся в старших классах, затем переместилась в средн ...
Воспитательная ценность дежурств
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат о ...