2. Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных к нему вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения, способствуют его лучшему запоминанию. В этом случае текст в памяти храниться дольше и точнее воспроизводиться, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после прочтения.
3. Если двум группам детей предложить запомнить одинаковый список слов, которые можно сгруппировать по смыслу, и если, кроме этого, обе группы детей снабдить разными обобщающими словами – стимулами, с помощью которых можно облегчить припоминание, то окажется, что каждая из них в состоянии будет вспомнить больше именно тех слов, которые связаны с предложенными ей словами – стимулами.
Чем богаче и разнообразнее стимулы – средства, которыми дети располагают для запоминания, чем более они просты и доступны для них в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание. Два факта, кроме того, повышают вероятность успешного припоминания: правильная организация запоминаемой информации и обеспечение при ее воспроизведении таких психологических условий, которые идентичны тем, в которых происходило запоминание соответствующего запоминания.
4. Чем больше умственных усилий дети прилагают к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается.
5. Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, те любые приемы, позволяющие улучшить внимание, могут оказаться полезными для запоминания. На этом, в частности, базируется один из способов улучшения запоминания младшими школьниками учебного материала, который стараются сделать таким, чтобы он вызвал к себе непроизвольный интерес со стороны учащихся, привлекал их внимание.
6. На воспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции. О ситуациях, оставивший в памяти яркий, эмоциональный след, люди думают больше, чем об эмоционально – нейтральных событиях. Связанные с ним впечатления лучше организуются в памяти. Положительные эмоции, как правило, способствуют запоминанию, а отрицательные препятствуют.
Эмоциональное состояние, сопровождающее процесс запоминания, являются частью запечатленной в памяти ситуации, поэтому, когда они воспроизводятся, то по ассоциации с ними восстанавливается в представлениях и вся ситуация, припоминание облегчается. Опытным путем было доказано, что если в момент запоминания человек находился в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.
7. На технике улучшения восприятия материала позируются различные приемы обучения, например, так называемое «ускоренное чтение». Ребенка учат быстро обнаруживать в тексте наиболее важное и воспринимать главным образом это, сознательно пропуская все остальное.
8. Привычка к осмыслению восприятия материала также связана с улучшением памяти. Особенно большую пользу в совершенствовании памяти учащихся оказывают упражнения и задания по пониманию различных текстов, составлению к ним планов. Использование записей, составление схем различных объектов с целью их запоминания, создание определенной обстановки – все это примеры употребления различных мнемотехнических средств. Их выбор обусловлен индивидуальными особенностями и личными возможностями ребенка.
В настоящее время разработано и на практике используется не малое количество разнообразных систем и методов практического влияния на память младшего школьника с целью его улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предлагают усовершенствование восприятия материала, третьи базируются на упражняемости воображения, четвертые – на развитие у ребенка способности структурировать материал, пятое – на приобретение и активном использовании процессов запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических средств, приемов и действий. Рассмотрим некоторые конкретные приемы улучшения памяти, которыми мог бы воспользоваться любой ребенок независимо от того, как развиты у него отдельные психические функции и способности, чтобы что-либо запомнить быстро и надолго, рекомендуется в отношении материала выполнить следующую последовательность действий:
Информация по теме:
Диагностика творческих способностей у дошкольников
Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если создаются следующие условия: создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада; гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка ...
Использование литературы на уроках музыки
Не большой экскурс в суть этих двух видов искусств – литературы и музыки, позволяет сделать выводы о взаимосвязи между ними, заключающимися, как минимум, в следующем: • в единстве возникновения: один источник – звук; • в общности средств выразительности: громкость (динамика), темп, тембр, ритм, жан ...
Влияние занятий спортом на физическое развитие учащихся
Занятия физическими упражнениями в молодом возрасте предъявляют большие требования к физическому развитию. Поэтому при организации таких занятий необходимо особенно тщательно проводить наблюдения за влиянием различных тренировочных средств и методов на изменение физического развития занимающихся. И ...