В обширной литературе по дидактике, методике, педагогическим технологиям определение понятия «Урок», как правило, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками примени отрезку образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста уровня подготовки.
Ему присуща следующая совокупность признаков:
- наличие определенных образовательных, воспитательных развивающих целей;
- отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного материала и уровней его усвоения;
- достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов обучения;
- организация соответствующей учебной деятельности учащихся.
Ключевую позицию среди основных признаков занимают цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие.
Все они тесно взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении урока или системы уроков различна.
В соответствии с поставленными целями отбирается содержание урока. Оно конкретизируется с помощью учебных программ, учебников, методических пособий.
Для достижения поставленных целей на конкретном материале используются подходящие средства и методы обучения. Эффективность их выбора невозможна без глубокого знания специфики традиционных и нетрадиционных, общих и специальных методов обучения.
Каждой системе средств, приемов, и методов обучения соответствует своя организационная форма, определяемая взаимоотношениями между учителем и учащимися. При этом используются индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы общения между обучающими и обучаемыми.
Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут бить разделены на типы по различным признакам. Этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков.
В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:
- по основной дидактической цели;
- по основному способу их проведения;
- по основным этапам учебного процесса.
По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:
- урок ознакомления с новым материалом;
- урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки и коррекции знаний и умений;
- комбинированный урок .
Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки: в форме беседы, лекции, экскурсии, киноуроки, самостоятельная работа учащихся, лабораторные и практические работы, сочетание различных форм занятий.
Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки: вводные; первичного ознакомления материалом; образования понятий, установления законов и правил; применения полученных правил на практике; повторения и обобщения; контрольные; смешанные или комбинированные.
Для более полного охвата разнообразных но своему назначению уроков, которые конструируются в практике обучения, их разделяют не только по типам, но и по видам.
Информация по теме:
Подготовка к школе: цели и задачи подготовки
ребёнка к школе
В настоящее время существует три пути подготовки ребёнка к обучению в школе: – в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ); – в других образовательных учреждениях (негосударственные образовательные учреждения, подготовительные классы школ, Центры творчества, студии); – в условиях семьи. По данным ...
Сущностная характеристика духовно-нравственных ориентиров в развитии
личности
Духовно-нравственное формирование, становление и развитие личности происходит путём освоения ею культурно-исторического опыта. Подробнее остановимся на понятии «духовное». Сложно дать исчерпывающее понимание термина «духовное». Вероятно, духовное есть движение к высшему, к нравственности. Духовное ...
Конструктивистское основание для тестов, проверяющих навыки и умения в чтении
В тестовых материалах, входящих в корпус Государственного стандарта по русскому языку как иностранному (РКИ), представлены различные модели субтестов по всем четырем видам речевой деятельности. В данном случае нас интересует тест «Чтение», который в части, обращенной к тестируемому, представлен т ...