Предварительное выделение структуры профессионально значимых качеств учителя технологии и предпринимательства, отбор личностно ориентированных дидактических игр, их адаптирование к условиям вуза и апробация, целевое педагогическое проектирование системы дидактических игр на занятиях по Предпринимательству, Менеджменту и Маркетингу и во внеучебное время для развития качеств личности будущего учителя технологии и предпринимательства обусловили переход к реализации системы игр на практике.
Дидактическая игра вводится в учебный процесс как один из методов активного обучения, и её особенность в том, что она организуется как совместная деятельность. Сотрудничество в игре развивается как взаимодействие, при котором происходит переход от максимальной помощи преподавателя в решении учебных задач к последовательному нарастанию активности обучающихся, вплоть до полного саморегулирования действий и появления позиции партнёрства с преподавателем. В силу этого на практике наиболее существенным моментом дидактической игры является сохранение её своеобразия как игровой деятельности, в которой максимально проявляется самостоятельность, инициатива, активность и творчество как личные качества её участников.
Специфика обучающей среды реализации дидактических игр определяется следующими факторами: количество студентов в учебной группе; успеваемость студентов по предмету (текущий, промежуточный, итоговый контроль); отношение студентов к игровой учебной деятельности, их настроенность на игру (результаты опроса); степень удовлетворённости участием в игре (результаты опроса); уровень развитости личностных качеств студентов (данные анкетирования – оценка экспертов и самооценка студентов).
По форме проведения в опытной работе игры подразделяются на четыре группы: индивидуальные, парные, групповые и коллективные. Индивидуальная форма – действия одного человека по выполнению игрового задания. Парная форма - игра одного человека с другим в обстановке соревнования. Групповая форма - игра трёх и более соперников, преследующих в обстановке состязательности одну и ту же цель. Коллективная форма - это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.
В зависимости от степени участия преподавателя в игре выделялись как игры с активным участием преподавателя (в качестве руководителя или даже участника), так и игры с пассивным участием преподавателя (в роли арбитра, наблюдателя, болельщика). Причём характерно, что в любой из них деятельность играющего становится активной самостоятельной деятельностью, а сам он - субъектом педагогического процесса, выступающим в различных ролях: участника игропроцесса, организатора, консультанта, эксперта.
Игры, реализуемые на занятиях по Предпринимательству, Менеджменту и Маркетингу характеризуются общностью стадий и этапов функционирования. В качестве стадий и этапов проведения игры мы рассматриваем следующие: стадия подготовки игры (этап диагностики основных элементов, включая выбор темы, определение целей и задач, определение структуры, диагностику факторов, влияющих на ход игры; этап подготовки сценария); стадия проведения игры (этап ознакомления обучающихся с исходной ситуацией, распределение ролей; этап проведения игры), стадия анализа и подведения итогов. Сценарий игры представляет собой поэтапное, детальное описание действий её участников. Он содержит информацию об основных направлениях деятельности, рекомендации для организатора игры, сохраняя возможность для индивидуального творчества и саморазвития.
Информация по теме:
Организация самостоятельной работы в процессе
обучения информатике
В психолого-педагогической литературе самостоятельность обычно понимается как способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Самостоятельная познавательная деятельность учеников может носить как характер простого воспроизведения, так и преобразовательный, творческий. ...
Изучение сформированности волевых качеств у учащихся 4 класса
Совершенствование волевой регуляции поведения у младших школьников связано с их общим интеллектуальным развитием. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. Значительная роль в психологическом развитии личности, в формировании ее свой ...
Виды дидактических поисковых моделей обучения
С позиции теории деятельности диалогическое общение является важнейшей составляющей современного обучения. Диалог задает контекст совместной учебной деятельности, в котором происходит развитие субъекта этой деятельности, учащегося. Применительно к школе, ключевым для понимания роли диалогического о ...