Во-первых, такого рода игра должна проводиться регулярно, не менее одного раза в семестр и быть органически связанной с учебной работой, основываться на владении навыками и умениями, полученными студентами на занятиях, и развивать их. Во-вторых, материал, используемый во внеаудиторное время, должен быть личностно значимым для студентов, интересным в познавательном плане, развивающим их личность. В-третьих, при организации игровой деятельности во внеаудиторное время нужно использовать разнообразные приёмы и методы работы, чтобы охватить как можно большее число студентов. В-четвёртых, необходимо предоставлять максимальную самостоятельность обучающимся на этапах подготовки и проведения конкурсов, викторин.
Поскольку коллективные формы игровой деятельности во внеаудиторное время не имеют постоянной организационной структуры, то при их разработке следует ориентироваться на тему, цель, условия проведения. Исходя из этого, во внеучебное время дидактическая игра применяется в виде комплексной программы, использование которой даёт возможность обучающимся:
- активно участвовать в учебно-познавательной деятельности;
- проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач;
- корректно общаться друг с другом в условиях соревнования;
- принять участие в творческом коллективном труде и т.д.
Ценным в реализации на занятиях системы игр является то, что игровая деятельность организуется как совместная деятельность, где обучающиеся связаны не только логикой выполнения задания, но и общей ответственностью за дело. В силу этого, преподаватели, применяющие дидактические игры в учебно-воспитательном процессе, непременно должны учитывать настроенность обучающихся на игру, их желание участвовать в игре. Кроме того, в психолого-педагогической литературе доказано, что от внутренней позиции личности зависит её восприимчивость или невосприимчивость к тем или иным воздействиям. Следовательно, успешность процесса обучения и развития в игровой деятельности зависит не только от внешних факторов, но и от внутренней готовности обучающихся к участию в дидактической игре, то есть от собственной установки на определённое поведение в игре. Педагогическое наблюдение в ходе опытно-экспериментальной работы показало, что участники игры по-разному ведут себя в игровой ситуации. Для кого-то обстановка совместного решения проблемы кажется необычной, вызывает растерянность, кто-то из обучающихся больше привык работать индивидуально, автономно от других, третьи же, наоборот, не могут сами определить правильность выбранного ими способа действия, критически проанализировать результаты деятельности и поэтому часто обращаются с вопросами к преподавателю и сокурсникам.
В итоге проведённой экспериментальной работы анализ степени настроенности студентов на включение в систему дидактических игр в экспериментальной группе в сравнении с контрольной, где такой системы игр не было, дал следующие результаты (табл. 10).
Как видно из таблицы 10, число студентов с интересом и активно участвовавших в игровой деятельности на учебных занятиях в экспериментальной группе в 2,1 раза выше по сравнению с контрольной, а безразлично относящихся к игре студентов в 2 раза меньше. Примерно в 2 раза меньше и количество не принимавших участие в игре. Следует отметить, что как в контрольной, так и в экспериментальной группах наиболее активны и заинтересованы игрой студенты с хорошей успеваемостью. Это объясняется их лучшей подготовленностью к восприятию речи преподавателя или студента, проводящего игру, в силу более высокой коммуникативной готовности участвовать в общении.
Информация по теме:
Развитие идеи соединения обучения
Историю воспитания и обучения в Древней Руси и Русском государстве до XVII в. невозможно рассматривать вне связи с общим историко-культурным развитием восточнославянских народов, для которых, безусловно, важнейшим событием стало принятие в 998 г. христианства. В общем, этот большой временной отрезо ...
Невербальное общение как компонент эффективного
имиджа в педагогическом общении
Невербальное общение не использует звуковую речь, а в качестве средств общения выступает мимика, жесты, пантомимика, прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Использование на уроках приемов нев ...
Знаменитые выпускники
Среди преподавателей и выпускников Оксфорда – 40 нобелевских лауреатов, 25 британских премьер-министров, 6 королей, 12 святых, около 50 олимпийских медалистов, около 20 управляющих 100 крупнейших бизнесов мира (FTSE 100), тысячи ведущих политиков, ученых, людей литературы и искусства. Здесь проходи ...