Период обучения в ввузе является очень важным для становления личности, поскольку в возрасте 18-22 лет происходят глубокие социальные и психофизиологические изменения. Многие исследователи (В.И. Вдовюк, В.П. Давыдов, И.И. Мороз) подчёркивают, что это период становления характера и интеллекта, интенсивного формирования системы взглядов, внутренней позиции личности. Во время учебы в ввузе у студентов происходит преобразование всей системы ценностных ориентаций личности - с одной стороны, и интенсивное развитие специальных способностей в связи с профподготовкой - с другой. Одновременно в юности активизируется ценностно-ориентационная деятельность, связанная с познанием собственных качеств и с усвоением новых знаний происходит оценка выбора профессии, переоценка своих способностей и отношений с людьми. Всё это требует поставить в центр внимания коллективов ввузов все механизмы влияния на мотивацию учёбы, сознание и поведение обучающихся, разработку эффективной системы воспитания студентов в ходе образовательного процесса.
Между тем, в практике вузовского обучения обнаруживается противоречие между традиционными путями решения воспитательных задач по формированию и саморазвитию профессионально значимых качеств личности учителя технологии и предпринимательства и современными требованиями к подготовке профессионально компетентного учителя технологии и предпринимательства. Анализ научной литературы показывает, что эта задача может быть решена при применении интенсивных методов обучения, в том числе игровых форм обучения, так как игры (дидактические, организационно-деятельностные, коммуникативно-деятельностные и др.) позволяют эффективно организовать творческое взаимодействие педагога и обучающихся, создают условия для развития личности.
В своё время на дидактических способностях игры решать задачи обучения и воспитания акцентировали внимание классики зарубежной и отечественной педагогики (А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др.). А.С. Макаренко отмечал, что без игры нет и не может быть полноценного нравственного и умственного развития, так как в ней раскрываются творческие способности личности. История развития психологии игры как специфической формы деятельности, актуальной для разных возрастов, нашла отражение в трудах, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, и др. Значительный вклад в решение педагогических вопросов развития личности в игре и её применения в учебно-воспитательном процессе внесли Н.П. Аникеева, Ю.К. Бабанский, О.С. Газман, А.А. Люблинская, П.И. Пидкасистый и т.д.
Однако игра не всегда широко и системно используется в качестве равноправного средства воспитания и развития личности учителя технологии и предпринимательства. Между тем, дидактические игры в вузовских условиях могут решать не только функцию обучения, но и специфические функции воспитания. Выступая в качестве средства педагогической коррекции и руководства, они способны стимулировать творческое мышление обучающихся, помочь обучающимся приобрести опыт нравственного общения и организации деятельности и тем самым способствовать развитию профессионально значимых качеств личности. Игры в вузовском обучении могут помочь в проектировании принципиально новых педагогических систем, поскольку не только развивают способность к сотрудничеству и самоопределению, но и обеспечивают направленность на личностную самоорганизацию, развивают способы заинтересованного осуществления деятельности.
Важно педагогически умело использовать игры в системе новых технологий, где каждый метод, каждое средство находит своё место и приносит максимальный эффект в целях развития профессионально значимых качеств личности учителя технологии и предпринимательства (А.М. Князев, Э.Н. Коротков, Н.П. Шилов).
Межличностное общение как реальное проявление общечеловеческих ценностей в коллективе обеспечивает развитие важных социальных качеств личности (А.А. Леонтьев), а поэтапная смена ведущей деятельности ведёт к интенсивному становлению учебных способностей, необходимых для подготовки к практической деятельности, что в своей совокупности даёт новый уровень развития профессионально значимых качеств личности обучающихся.
Таким образом, проведённый анализ психолого-педагогической литературы показывает актуальность исследований зависимости развития профессионально значимых качеств учителя технологии и предпринимательства от применения педагогической системы дидактических игр на занятиях по предпринимательской деятельности, менеджменту и маркетингу.
Суть проблемы состоит в педагогическом построении системы различных видов дидактической игры на занятиях по вышеперечисленным предметам в ввузе, специально нацеленной на развитие наиболее важных профессионально значимых качеств личности будущего учителя технологии и предпринимательства с описанием комплекса педагогических условий, влияющих на успешность становления этих качеств.
Педагогическое решение проблемы позволит преодолеть противоречия: между существующей традиционной методикой подготовки кадров и необходимостью системной разработки новых подходов к обучению, включая игровые технологии; между методикой преподавания предпринимательской деятельности, менеджмента и маркетинга в вузе, ориентированной прежде всего на развитие умений и навыков в предметной области и педагогическими возможностями дисциплин в развитии профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства.
Педагогический анализ системы дидактических игр в процессе развития профессионально значимых качеств обучающихся на занятиях по предпринимательской деятельности, менеджменту и маркетингу в вузе представляется практически важным, так как разработка и внедрение такой системы дадут возможность выделить комплекс социально-педагогических, организационно-деятельностных и личностно-психологических условий повышения качества учебно-познавательной деятельности в ввузе, помогут выработать частно-методические требования к проектированию и реализации игр в целях развития личности будущего учителя технологии и предпринимательства.
Цель
работы состоит в том, чтобы выявить педагогические условия успешного применения системы дидактических игр, обеспечивающих развитие профессионально значимых качеств личности обучающегося в процессе занятий по предпринимательской деятельности, менеджменту и маркетингу. Объект:
подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства в процессе занятий по предпринимательской деятельности, менеджменту и маркетингу.
Предмет:
дидактические игры на занятиях по предпринимательской деятельности, менеджменту и маркетингу, как средство развития профессионально-значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства
Задачами
работы являются:
С позиций личностно ориентированного обучения проанализировать психолого-педагогическую теорию организации дидактической игры и определить организационно-деятельностные и личностно-психологические условия их влияния на развитие профессионально значимых качеств личности.
Спроектировать систему игр по предпринимательской деятельности в педагогическом вузе, обеспечивающую развитие профессионально значимых качеств личности учителя технологии и предпринимательстваа.
Выявить условия и факторы, обеспечивающие успешность развития ведущих профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства в процессе игровой учебной деятельности.
Разработать методические рекомендации в помощь преподавателям предпринимательской деятельности по использованию дидактических игр в развитии профессионально значимых качеств обучающихся.
Практическая значимость работы.
Спроектирована система дидактических игр на занятиях по предпринимательской деятельности, менеджменту и маркетингу.
Определён комплекс организационно-деятельностных и личностно-психологических условий проектирования и реализации дидактических игр, обеспечивающих развитие профессионально значимых качеств личности обучающихся.
Материалы исследования и методические рекомендации могут быть использованы в системе повышения квалификации вузовских преподавателей и при организации вузовского учебного процесса на занятиях.
Информация по теме:
Моделирование образовательного процесса суворовцев, склонных к девиантному поведению, в системе профессионально ориентированного обучения
Для решения разнообразных научных задач, изучения систем, объектов, явлений, процессов, получения новой информации в образовании все чаще используется метод моделирования. Модель это упрощенное описание сложных объектов, которое включает в себя “подходящим образом выбранные существенные стороны физ ...
Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития
У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи. Так, в исследовании В.А. Ковшикова и Ю.Г. Демьянова из 40 детей с ЗПР 7-9 лет у 38 (95%) выявлены разнообразные нарушения речи. Исследованием Е. В. Мальцевой в младших классах школы для детей с ...
Психологическая готовность
ребёнка к школе
Готовность к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья ребёнка. В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты. Л.И. Божович ещё в 60-е годы указывала, что готовность к ...