В данном параграфе рассматриваются психолого-педагогические проблемы дидактической игры, раскрываются аспекты её применения в качестве средства развития профессионально значимых качеств личности в процессе организации вузовского обучения, характеризуется опыт, накопленный отечественной школой, по применению дидактической игры в вузовском учебно-воспитательном процессе в практике изучения Предпринимательства, Менеджмена и Маркетинга.
Прежде всего, проанализируем имеющиеся психолого-педагогические подходы к понятию игры, выделив наиболее характерное в определениях дидактической игры у разных исследователей. Представители разных наук издавна изучали игру как сложный социально-психологический феномен, характерный, прежде всего для детского возраста и становления личности. Однако, теоретические положения, разработанные ими, легли в основу современных разработок по педагогическому применению игр в высшей школе. Так, с философских, социально-психологических, этических позиций игра изучалась И. Кантом, Ф. Шиллером, В. Штерном, Й. Хёйзинга. В частности, Ф. Шиллер считал игру «свободным самодеятельным раскрытием всех сил человека, его сущности, где человек творит реальность высшего порядка (этико-эстетическую реальность), а, значит, творит самого себя как нравственно и эстетически гармоничную личность. Й. Хёйзинга видел смысл игровой деятельности в зарядке человека духовной энергией, необходимой для культурного развития и творчества, а немецкий учёный В. Штерн, высоко оценивая «теорию предупреждения» К. Гроса, согласно которой в игре происходит предупреждение инстинктов относительно будущих условий борьбы за существование, полагал, что « . игра есть необходимый член в системе целей личности, поскольку игра позволяет обеспечить инстинктивное самообразование развивающихся задатков, бессознательно предваряя и упражняя будущие серьёзные функции».
Исследования игры известных зарубежных психологов прошлого века (К. Грос, Г. Спенсер, Д. Патрик) послужили основой для развития психологической концепции игры в трудах отечественных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин), которые соотносят понятие «игра» с понятием «человеческая деятельность», исходя из определения деятельности как специфической формы активного отношения человека к миру, выражающемся в преобразовании последнего. Именно это положение послужило основой для деятельностного подхода как важной методологической основы исследования дидактических игр. Так, С.Л. Рубинштейн указывал на развивающую функцию игры, видя в ней своеобразную школу жизни и подчёркивал, что ребёнок играет, потому что развивается и, развивается потому, что играет: игра для него - практика жизни. Кроме того, С.Л. Рубинштейн рассматривает игру как осмысленную деятельность, считая, что через игру личность выражает своё отношение к окружающей действительности, а Л.С. Выготский установил механизм развития самого играющего за счёт воображаемой ситуации, которая создаётся в игре. При этом на первом плане - проблема мотивов и потребностей как центральная для понимания движущих сил развития личности в ролевой игре. В дальнейшем Л.И. Божович, рассматривая игру как один из первых видов деятельности, имеющих ближайшее отношение к развитию потребностной сферы ребёнка, доказывает, что в игре возникает психологически новая форма мотивов - обобщённые намерения личности.
В обобщающей работе Д.Б. Эльконина «Психология игры» содержатся важные методологические подходы к психологическому изучению игры как социально обусловленного явления, раскрывается социальная значимость игры в её «тренирующей» и «коллективизирующей» функциях, особенно на ранних ступенях развития человека. Игра характеризуется здесь как такой вид деятельности, в котором происходят основные процессы, связанные с преодолением «познавательного эгоцентризма», совершенствуется реальная практика не только смены позиции личности при взятии на себя очередной роли, но практика развития отношений к партнёру по игре.
Б.Г. Ананьев исследует взаимосвязь игры и учения как особых форм деятельности, которые подготавливают личность к сознательному труду и формируют индивидуальное сознание. С одной стороны, они складываются в результате общественно-трудовой практики людей, а, с другой - являются результатом взаимопроникновения общения и познания. Психолог указывает на формирующие функции игры в психическом развитии личности, рассматривая самого человека как субъект труда, общения и познания, развивающийся в процессе воспитания и собственной жизни в обществе. Именно в процессе изменения основных видов деятельности человека складывается его характер, способности, общая одарённость и трудоспособность, вся совокупность его наличных ресурсов и потенциальных сил, резервов психического развития. Наряду с этим происходит и социальное формирование человека, которое включает в себя как формирование качеств личности - субъекта общественного поведения и коммуникаций, так и образование человека - субъекта познания и деятельности. Переход от игры к учению, смена различных видов учения, подготовка к труду в обществе, всё это - стадии развития свойств субъекта познания и деятельности, обусловливающих изменение личностных социальных позиций.
Информация по теме:
Историко-педагогическая динамика процесса взаимодействия физики как учебной
дисциплины и технического образования в СССР
В современных теоретических и поисковых исследованиях в области методики преподавания физики для инженерных специальностей очевиден дефицит историко-педагогического знания. Это отрицательно сказывается на основательности и надежности, разрабатываемых сегодня идей и предложений педагогических наук, ...
Деление художественной литературы на роды и виды
Художественная литература в зависимости от целей и способов изображения жизни делится на три главных рода: эпос, лирику, драму, а внутри рода – на виды, так называемые жанры. Эпос – род художественной литературы, цель которого – воспроизведение событий внешних по отношению к автору, объективного хо ...
Подготовка студентов старших курсов к осуществлению управления
учебно-воспитательным процессом по иностранным языкам в школе
На старших курсах совершенствуется процесс формирования профессиональной активности, углубляется понимание важности овладения идеями управления в деятельности будущего учителя. Изучаемые в ВУЗе предметы: дают студентам информацию об основах управления познанием и процессом воспитания, раскрываются ...