В проблемном обучении процесс учения в определенной мере сближается с исследовательским процессом: самостоятельности мышления учащихся достигает в работе над решением задач все более высокого уровня. Именно благодаря развитию самостоятельности действия путем выполнения разного рода самостоятельных учебно-познавательных работ, одновременно процесс учения начинает напоминать в некотором отношении деятельность взрослых.
Подлинной психологической основой концепции проблемного обучения стала теория мышления как продуктивного процесса, разработанная С.Л. Рубинштейном. Теория мышления С.Л. Рубинштейна была развита и конкретизирована его учениками и последователями (А.В. Брушлинским, А.М. Матюшкиным, К.А. Славской), в том числе применительно к вопросам проблемного обучения (И.А. Ильницкая, Л.В. Путляева, И.С. Якиманская).
Проблемно-поисковые методы применяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно-поисковых методов обучения учитель использует такие приемы, как создание проблемной ситуации (ставит вопросы, предлагает задачи, экспериментальные задания), организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов. Ученики, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации. Проблемное обучение является развивающим обучением.
Сложность исследовательского метода удерживает некоторых учителей от его применения. Нередко творческие задания получают только сильные учащиеся. Наш опыт показывает, что и слабоуспевающие учащиеся могут преодолеть свои недостатки в учении, если им оказать помощь в самостоятельном решении исследовательских задач. Исследовательский метод как отражение общей закономерности познания путем самостоятельной мыслительной деятельности, должен лежать в основе теории развивающего обучения.
Вопрос о единице проблемного обучения является основным в построении психолого-педагогических концепций. Так, разные подходы к анализу понимания процесса мышления, начинающегося в проблемной ситуации (С.Л. Рубинштейн, A.M. Матюшкин и др.) и представленного как процесс решения задач (Дж. Дьюи, А.В. Брушлинский и др.), вызвали к жизни разные единицы проблемного обучения: проблемную ситуацию и проблемную задачу. В последние годы возрастает интерес ученых к содержанию проблемного обучения, к идее его проблематизации, то есть вскрытию проблем, имплицитно или эксплицитно выраженных в данном содержании. По мере систематизации теории проблемного обучения идет процесс минимизации «клеточки» (термин В.Т. Кудрявцева) проблемного обучения, то есть переход от более крупных единиц к более мелким: проблемная ситуация (С.Л. Рубинштейн, 1958; А.М. Матюшкин, 1972), проблемная задача (А.В. Брушлинский, 1983; В.Т. Кудрявцев, 1991), проблема в содержании объекта, вскрываемая в нем механизмом проблематизации (Е.В. Ковалевская, 1999).
Соотнесение единиц проблемного обучения с категориями содержания и формы, то есть учебного содержания и учебного процесса, позволяет выстроить их в следующей последовательности. Если проблема является единицей учебного содержания, проблемная задача является единицей учебного процесса, то проблемная ситуация - это соотношение между проблемой и проблемной задачей, где проблема в объекте вскрывается с помощью проблемной задачи, вызывающей проблемную ситуацию как отношение между проблемой в объекте и проблемной задачей, решаемой субъектом. Если генетический анализ позволил вычленить единицы проблемного обучения, то системный анализ помог установить связи между этими единицами и на этой основе их определить.
Информация по теме:
Особенности реализации принципов обучения младших школьников
английскому зыку
Под принципами обучения понимаются исходные положения, которые определяют цели, содержание, методы и организацию обучения и проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поскольку результатом обучения учащихся английскому языку является формирование у них умения и навыков пользования языком к ...
Задачи со сказочными персонажами в 4 классе, решаемые с применением метода
пропорций и алгебраического метода
№76. Старичок-лесовичок попросил за себя подежурить в лесу 126 зайчат и 189 белочек. Как только он заснул, 299 зверят разбежались. Сколько всего зверят остались на дежурстве в лесу? Решение Было – (126 + 189) зверят Убежало – 299 зверят Осталось – х зверят. а) арифметический способ решения 1) Вычис ...
Способы и правила создания проблемных ситуаций
На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых зна ...