К основным понятиям проблемного обучения относятся не только его единицы - проблемная ситуация, проблемная задача, проблема, - но и проблемность и проблематизация. Корневая сема всех этих понятий -«проблем» - и является первопричиной их многозначности, поскольку каждый автор высвечивает в данном объекте свои стороны. При этом главная проблема - неоднозначность, двойственность, тройственность -заключается не столько в различных определениях этих понятий, сколько в различии связей, установленных между ними. Именно поэтому содержание этих понятий можно раскрыть лишь через существующие между ними связи: проблемность, проблемная ситуация, проблемная задача, проблема, проблематизация. Исходя из цели обучения как развития личности в ценностном пространстве можно определить понятия, входящие в содержание проблемного обучения: проблемность, проблемная ситуация, проблемная задача, проблема, проблематизация.
Проблемность - главное условие развития объекта (мир) и субъекта (человек) — может быть рассмотрена как диалектическая категория, рядоположенная с другими категориями, или как главный признак данных категорий в развитии, или как главный принцип их взаимодействия, или необходимость действовать.
Проблемная ситуация - способ вскрытия объективно существующей проблемности, выраженной эксплицитно или имплицитно, которая проявляется как психическое состояние интеллектуального затруднения при взаимодействии субъекта и объекта.
Проблемная задача - средство создания проблемной ситуации, имеет оболочку, материализованную в ее формулировке, устной или письменной, ориентирована на потребности и возможности субъекта.
Проблема - противоречие, единица содержания в материальном и идеальном пространствах, порождающая процесс развития мира и человека и порождаемая развитым человеком.
Проблематизация - механизм, лежащий в основе вскрытия проблемности объекта субъектом. Данная последовательность может быть представлена следующим образом:
Проблематизация является механизмом, который лежит в основе усмотрения или вскрытия очевидной или неочевидной объективной проблемы в учебном содержании субъектами проблемного взаимодействия (на начальном этапе осуществляется учителем, на последующих - учеником). Поэтому проблематизация лежит в основе создания проблемности как условия развития и осуществляется на трех уровнях, соотносимых с тремя единицами проблемного обучения: 1. Проблематизация учебного содержания - текста (единица -проблема). 2. Проблематизация учебного процесса (единица - проблемная задача). 3. Отношение проблематизации учебного содержания и учебного процесса (единица - проблемная ситуация). На этом основании может быть построена совокупная модель проблематизации, имеющая, соответственно, трехкомпонентную структуру.
мышление обучение
Информация по теме:
Профилактика и коррекция неадекватного поведения учащихся экспериментального
класса
Целью данного этапа является профилактика и коррекция неадекватного поведения в экспериментальном 3 «А» классе. Под неадекватным поведением следует понимать нарушение в поведении младших школьников. Данный этап проводился с 3.02 по 22.02. на данном этапе проводились различные игры по коррекции неад ...
Взаимосвязь музыки и литературы на праздниках и развлечениях
Утренники и развлечения являются особой формой организации детской художественной деятельности в коррекционных школах VIII вида. Она соединяет различные виды искусства в целях наиболее эмоционального воздействия и эффективного решения ряда воспитательных задач. Знаменательные даты в школе отмечаютс ...
Уровень речевого поведения родителей
Для определения уровня речевого поведения с родителями также была проведена определенная работа. Для эксперимента были привлечены родители тех детей, с которыми проводились исследования. Родителям были предложены анкеты, проводились индивидуальные беседы, которые помогли повысить эффективность восп ...