Проблемное обучение и его роль в активизации мыслительной деятельности

Педагогика » Проблемная ситуация мыслительной деятельности учащихся » Проблемное обучение и его роль в активизации мыслительной деятельности

Страница 2

К основным понятиям проблемного обучения относятся не только его единицы - проблемная ситуация, проблемная задача, проблема, - но и проблемность и проблематизация. Корневая сема всех этих понятий -«проблем» - и является первопричиной их многозначности, поскольку каждый автор высвечивает в данном объекте свои стороны. При этом главная проблема - неоднозначность, двойственность, тройственность -заключается не столько в различных определениях этих понятий, сколько в различии связей, установленных между ними. Именно поэтому содержание этих понятий можно раскрыть лишь через существующие между ними связи: проблемность, проблемная ситуация, проблемная задача, проблема, проблематизация. Исходя из цели обучения как развития личности в ценностном пространстве можно определить понятия, входящие в содержание проблемного обучения: проблемность, проблемная ситуация, проблемная задача, проблема, проблематизация.

Проблемность - главное условие развития объекта (мир) и субъекта (человек) — может быть рассмотрена как диалектическая категория, рядоположенная с другими категориями, или как главный признак данных категорий в развитии, или как главный принцип их взаимодействия, или необходимость действовать.

Проблемная ситуация - способ вскрытия объективно существующей проблемности, выраженной эксплицитно или имплицитно, которая проявляется как психическое состояние интеллектуального затруднения при взаимодействии субъекта и объекта.

Проблемная задача - средство создания проблемной ситуации, имеет оболочку, материализованную в ее формулировке, устной или письменной, ориентирована на потребности и возможности субъекта.

Проблема - противоречие, единица содержания в материальном и идеальном пространствах, порождающая процесс развития мира и человека и порождаемая развитым человеком.

Проблематизация - механизм, лежащий в основе вскрытия проблемности объекта субъектом. Данная последовательность может быть представлена следующим образом:

Проблематизация является механизмом, который лежит в основе усмотрения или вскрытия очевидной или неочевидной объективной проблемы в учебном содержании субъектами проблемного взаимодействия (на начальном этапе осуществляется учителем, на последующих - учеником). Поэтому проблематизация лежит в основе создания проблемности как условия развития и осуществляется на трех уровнях, соотносимых с тремя единицами проблемного обучения: 1. Проблематизация учебного содержания - текста (единица -проблема). 2. Проблематизация учебного процесса (единица - проблемная задача). 3. Отношение проблематизации учебного содержания и учебного процесса (единица - проблемная ситуация). На этом основании может быть построена совокупная модель проблематизации, имеющая, соответственно, трехкомпонентную структуру.

мышление обучение

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Понятие аудирования и основные аудитивные умения
В данном разделе предполагается дать общую характеристику аудирования с позиций методики, выделить различные определения понятия «аудирование», охарактеризовать аудирование как цель и как средство обучения, а также выделить основные аудитивные умения и трудности, связанные с восприятием аудиотекста ...

Понятие о формах организации обучения и их классификация
Эффективность учебно-воспитательной работы определяется не только методами преподавания - учения, а также и формами ее организации. К сожалению, на современном этапе развития дидактической науки нет четкого определения этого понятия, его сущности как педагогической категории. Понятие « форма » (от ...

Роль педагога в развитии креативности старших дошкольников в игре
В данном параграфе мы попытаемся выяснить роль педагога в развитии творческих способностей у дошкольников в игре. Нам необходимо остановиться на традиционных подходах к рассмотрению данной проблемы. При этом особое внимание уделить тем педагогическим условиям, которые специфически влияют на развити ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru