В данной работе был изучен подход к формированию представления о массе предмета и способах ее измерения воспитательного коллектива ДОУ № 41. Исследование проводилось в период с 18 января по 18 октября 2010г., за основу была взята видоизмененная методика Л.Ф. Обуховой.
Целью данной методики является сформировать умение:
Классифицировать и группировать предметы по массе с последующим обобщением;
Определять равенство и неравенство предметов по массе независимо от внешнего вида;
Строить ряд из нескольких предметов в возрастающей и убывающей последовательности, устанавливая между предметами определенные отношения по массе;
Измерять массу предмета условными мерками;
Изменять массу некоторых предметов.
Изучение проводилось в старшей группе данного детского сада на занятиях по математике. В ходе занятий детям регулярно предлагались задания, которые представляли собой задачи на сохранения в игровой форме.
В старшем дошкольном возрасте дети с помощью измерения решают следующие задачи:
Определять массу различных предметов;
Устанавливают равенство или неравенство предметов по массе;
Находят предмет, указанной воспитателем массы;
Располагают предметы в возрастающем или убывающем порядке.
Обучение проводилось в виде опытов. Важно, чтобы дети не только наблюдали за действиями взрослого, но и сами принимали активное участие в опытах. Приведем фрагменты проводимых обучающих занятий.
Занятие – знакомство с меркой.
Цель: формирование у детей представления о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой.
Упражнение 1.
Предметом для измерения массы был использован мишка (мягкая игрушка), в качестве мерки дети использовали набор игрушек: белочки, обезьянки, куклы и тигры.
Ход занятия:
Воспитатель показал на примере способ измерения на весах, а именно как можно измерить медведя, используя другие предметы.
Дети пытались уравновесить с помощью мерок чаши весов. Сперва они положили на одну чашу весов мишку, а на другую игрушки одного типа, последовательно чередуя мерки.
Во время измерения дети делали вывод, чему равна масса мишки в белочках, потом в обезьянках, в куклах и тиграх.
Упражнение 2.
Для измерения данного упражнения были использованы бабочка и семь муравьев.
Ход занятия:
Детям было предложено взвесить на весах бабочку и семь муравьев.
Занятие «тяжелее - легче».
Цель: формирования понятия тяжелее - легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе.
Упражнение 1.
Игра «Воздухоплаватели».
Упражнение 2.
В данном упражнении детям предлагается сравнить предметы одинаковые по форме и размеру, но изготовленные из разных материалов.
Упражнение 3. «Построить ряд»
Задание направлено на упорядочивание по массе нескольких предметов.
Занятие «пластилин».
Цель: определить сформированность у детей понятий о сохранении массы вещества.
Детям предлагались два варианта заданий.
Демонстрировались два одинаковых комочка из пластилина А и А1.
Вопросы:
- что вы видите на дощечке?
- какой комочек больше?
2. Педагог меняет у комочка А1 форму (слегка вытянув на глазах у детей).
Вопросы:
- как вы думаете, какой комочек сейчас больше?
- где пластилина больше?
Для закрепления пройденных тем, использовали игры, например:
Игра «Весы».
В ходе игры детям предлагается занять роль весов.
- Давайте поиграем в весы. Разделитесь на тройки. Пусть один из вас будет продавцом, а двое из вас – двумя чашами весов. Потом вы поменяетесь местами.
- Продавец кладет что-нибудь на первую чашу весов, она прогибается от тяжести, а другая чаша настолько же поднимается. Всем понятно?
Пробная игра: все действия и этапы игры проводятся под руководством воспитателя.
В дальнейшем дети играют самостоятельно. Взрослый наблюдает за ходом игры со стороны и помогает тем, кто нуждается в помощи.
На начальных этапах обучения у детей были проверены определенные уровни умений.
Таблица1.
Ф. О. ребенка |
Уровень умения устанавливать равенство и неравенство предметов по массе |
Уровень умения измерять массу с помощью весов |
Уровень умения располагать предметы в возрастающем или убывающем порядке |
М. Саша |
+\- |
- |
- |
С. Даша |
+\- |
+\- |
- |
Б. Аня |
+\- |
- |
- |
Г. Алина |
+\- |
- |
- |
В. Данил |
- |
- |
- |
В. Петя |
+\- |
- |
- |
Информация по теме:
Особенности и принципы организации занятий в уголке живой природы.
Взаимодействие с природой действительно имеет большой психолого – педагогический потенциал. Но проблема заключается в том, что без готовности личности его «видеть», без соответствующей внутренней активности он так и останется потенциалом, не становясь осуществившейся возможностью. Например, животны ...
Язык программирования HTML и его основные понятия
HTML (от англ. HyperText Markup Language — "язык разметки гипертекста") — стандартный язык разметки документов во Всемирной паутине. Большинство WEB-страниц создаются при помощи языка HTML (или XHTML). Язык HTML интерпретируется браузерами и отображается в виде документа. HTML является пр ...
Специфика современной семьи
1. Особая роль родительстпва. В древней истории самоценность детей и детства была крайне низкой. Кон [1988] приводит в качестве иллюстрации, подтверждающей это положение, периодизацию развития детско-родительских отношений в истории общества, предложенную А. Ллойд-Демозом. Сточки зрения автора «пси ...