В данной работе был изучен подход к формированию представления о массе предмета и способах ее измерения воспитательного коллектива ДОУ № 41. Исследование проводилось в период с 18 января по 18 октября 2010г., за основу была взята видоизмененная методика Л.Ф. Обуховой.
Целью данной методики является сформировать умение:
Классифицировать и группировать предметы по массе с последующим обобщением;
Определять равенство и неравенство предметов по массе независимо от внешнего вида;
Строить ряд из нескольких предметов в возрастающей и убывающей последовательности, устанавливая между предметами определенные отношения по массе;
Измерять массу предмета условными мерками;
Изменять массу некоторых предметов.
Изучение проводилось в старшей группе данного детского сада на занятиях по математике. В ходе занятий детям регулярно предлагались задания, которые представляли собой задачи на сохранения в игровой форме.
В старшем дошкольном возрасте дети с помощью измерения решают следующие задачи:
Определять массу различных предметов;
Устанавливают равенство или неравенство предметов по массе;
Находят предмет, указанной воспитателем массы;
Располагают предметы в возрастающем или убывающем порядке.
Обучение проводилось в виде опытов. Важно, чтобы дети не только наблюдали за действиями взрослого, но и сами принимали активное участие в опытах. Приведем фрагменты проводимых обучающих занятий.
Занятие – знакомство с меркой.
Цель: формирование у детей представления о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой.
Упражнение 1.
Предметом для измерения массы был использован мишка (мягкая игрушка), в качестве мерки дети использовали набор игрушек: белочки, обезьянки, куклы и тигры.
Ход занятия:
Воспитатель показал на примере способ измерения на весах, а именно как можно измерить медведя, используя другие предметы.
Дети пытались уравновесить с помощью мерок чаши весов. Сперва они положили на одну чашу весов мишку, а на другую игрушки одного типа, последовательно чередуя мерки.
Во время измерения дети делали вывод, чему равна масса мишки в белочках, потом в обезьянках, в куклах и тиграх.
Упражнение 2.
Для измерения данного упражнения были использованы бабочка и семь муравьев.
Ход занятия:
Детям было предложено взвесить на весах бабочку и семь муравьев.
Занятие «тяжелее - легче».
Цель: формирования понятия тяжелее - легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе.
Упражнение 1.
Игра «Воздухоплаватели».
Упражнение 2.
В данном упражнении детям предлагается сравнить предметы одинаковые по форме и размеру, но изготовленные из разных материалов.
Упражнение 3. «Построить ряд»
Задание направлено на упорядочивание по массе нескольких предметов.
Занятие «пластилин».
Цель: определить сформированность у детей понятий о сохранении массы вещества.
Детям предлагались два варианта заданий.
Демонстрировались два одинаковых комочка из пластилина А и А1.
Вопросы:
- что вы видите на дощечке?
- какой комочек больше?
2. Педагог меняет у комочка А1 форму (слегка вытянув на глазах у детей).
Вопросы:
- как вы думаете, какой комочек сейчас больше?
- где пластилина больше?
Для закрепления пройденных тем, использовали игры, например:
Игра «Весы».
В ходе игры детям предлагается занять роль весов.
- Давайте поиграем в весы. Разделитесь на тройки. Пусть один из вас будет продавцом, а двое из вас – двумя чашами весов. Потом вы поменяетесь местами.
- Продавец кладет что-нибудь на первую чашу весов, она прогибается от тяжести, а другая чаша настолько же поднимается. Всем понятно?
Пробная игра: все действия и этапы игры проводятся под руководством воспитателя.
В дальнейшем дети играют самостоятельно. Взрослый наблюдает за ходом игры со стороны и помогает тем, кто нуждается в помощи.
На начальных этапах обучения у детей были проверены определенные уровни умений.
Таблица1.
Ф. О. ребенка |
Уровень умения устанавливать равенство и неравенство предметов по массе |
Уровень умения измерять массу с помощью весов |
Уровень умения располагать предметы в возрастающем или убывающем порядке |
М. Саша |
+\- |
- |
- |
С. Даша |
+\- |
+\- |
- |
Б. Аня |
+\- |
- |
- |
Г. Алина |
+\- |
- |
- |
В. Данил |
- |
- |
- |
В. Петя |
+\- |
- |
- |
Информация по теме:
Практическая реализация программы духовно-нравственного развития младших
подростков на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе
Духовно-нравственное развитие – сложный и длительный процесс. Комплексность, многоуровневость, многосоставность данной психолого-педагогической задачи требует соблюдения логической последовательности этапов ее разрешения. В связи с этим нами была разработана специальная программа внеклассной работы ...
Задачи со сказочными персонажами в 3 классе
Составные задачи на пропорциональность №64. Золушка разложила 12 кг помидор для засолки в 3 банки поровну. Сколько банок ей понадобится, чтобы засолить 32 кг помидор? Решение 3 банки – 12 кг ? банок – 32 кг 1) Вычисляем сколько кг огурцов помешается в 1 банку: 12 кг : 3 = 4 кг 2) Вычисляем, сколько ...
Рассмотрение технических и дидактических
возможностей и перспектив использования видео в обучении культуре иноязычного
общения
Использование видео на уроке иностранного языка и во внеурочной деятельности открывает ряд уникальных возможностей для учителя и учащихся в плане овладения иноязычной культурой, в особенности в плане формирования социокультурной компетенции как одной из составляющих коммуникативной компетенции в це ...