По таблице видно, что на начало обучения у данной группы детей низкий уровень, кроме С. Даши – она находится по результатам на среднем уровне.
После проведенного курса обучения было проведено еще одно исследование на этой же группе детей. Результаты внесены в таблицу 2.
Талица 2.
Ф. О. ребенка |
Уровень умения устанавливать равенство и неравенство предметов по массе |
Уровень умения измерять массу с помощью весов |
Уровень умения располагать предметы в возрастающем или убывающем порядке |
М. Саша |
+\- |
+\- |
+\- |
С. Даша |
+\- |
+\- |
+\- |
Б. Аня |
+\- |
+\- |
+\- |
Г. Алина |
+\- |
+\- |
- |
В. Данил |
+\- |
+\- |
- |
В. Петя |
+\- |
+\- |
- |
По результатам второй таблице видны существенные изменения. Дети умеют устанавливать равенства и неравенства между предметами по массе, а так же использовать весы для измерения предметов по весу. Несколько детей испытывают затруднения в заданиях, где необходимо располагать предметы по порядку в возрастающей или убывающей последовательности.
От возраста к возрасту увеличивается количество предметов сравниваемых ребенком по массе: от двух (различение легкого и тяжелого предмета в паре) к сравнению трех и установлению зависимости между ними, а затем пяти, шести и более. Упражнения, осуществляемые ребенком в данных условиях, способствуют абстрагирования массы от других свойств – цвета, формы, размера, назначения предмета и углубленному познанию всех свойств во взаимосвязи.
Включение в проблемные ситуации таких действий, как группировка определения порядка следования предметов разной массы, измерение массы условными мерками, и других способов оценки массы активизирует мышление детей, способствует воспитанию активности и переносу освоенных действий в другие виды деятельности.
В ходе исследования были выявлены особенности отношения детей к свойствам, умений определять (узнавать), что тяжелее что легче, и применять полученные знания в соответствующих ситуациях.
Проведенная работа, анализ методической литературы, дошкольной практики позволяют констатировать, что эффективность формирования представлений о массе и способах его измерения находится в прямой зависимости от уровня активности дошкольников. При этом необходимо не забывать, что знакомство с данной величиной следует строить поэтапно, то есть следует начинать с формирования представлений о массе путем развития «барического чувства» к ознакомлению с массой как измеряемой величиной.
Информация по теме:
Особенности формирования научного мировоззрения у
младших школьников
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется ве ...
Возрастные особенности младших школьников
В возрасте от 6 лет большинство детей прибавляет в росте по 5-7 см в год. Средний рост 6-ти летних детей составляет лишь 1.22 м, к подростковому возрасту он увеличивается до 1.52 м. Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, догоняя их к 9-ти годам и немного обгоняя к 10-ти. Вес в этом возрасте ...
Гендерные различия восприятия юношами и девушками родительской позиции
матери и отца
Исследование тендерных различий восприятия подростками родительской позиции матери и отца представляет особый интерес. Известно, что родительская роль специфицирована в соответствии с полом ребенка, что находит отражение в различных социальных ожиданиях и нормативах поведения, предписываемых общест ...