Современные технические средства позволяют убедительно и доходчиво в короткий отрезок времени раскрыть содержание сложных явлений, способствуют активизации познавательной деятельности студентов.
Эксперимент, анализ опыта работы преподавателей показали, что систематическое использование современных технических средств позволяет:
1) повысить эффективность процесса обучения; при помощи их создается возможность познакомить студентов с широким кругом вопросов, недоступных при обучении без применения технических средств; сообщит более полные сведения об изучаемых явлениях, процессах, предметах;
2) развивать познавательную активность, самостоятельность, повышать интерес к изучаемой дисциплине;
3) систематически контролировать знания и умения, и повышать качество проверки знаний;
4) совершенствовать формы и методы обучения, уделить больше времени самостоятельной работе студентов;
5) учитывать индивидуальные особенности студентов, развивать их способности.
Цели и задачи применения технических средств, их виды педагогикой определены довольно четко. Однако способы их применения остаются нерешенными. Накоплен полезный опыт применения современных различных средств, проведены эксперименты по выявлению их эффективности в учебном процессе. Анализ этого материала позволяет выделить три способа применения их в обучении.
Первый способ. Органическое соединение материалов технических средств (видеофильмов, диапозитивов, звукозаписи, диафильмов и других) с систематическим изложением знаний преподавателем на занятиях. Преподаватель, читая лекцию, проводя семинарские, практические занятия, консультации и другие формы, учебной работы, в нужный момент использует те или иные средства. В данном случае технические средства используются как вспомогательный материал, усиливающий наглядность, доходчивость, доказательность изложения знаний. Они как будто вписываются в логику изложения как органически необходимое средство, без которого эффективное объяснение и усвоение материала невозможны. Применение их как бы вызывается самим ходом изложения материала. Преподаватель применяет фрагменты видеофильмов, кадры диафильмов, отдельные диапозитивы, машины-тренажеры, контролеры и другие средства по ходу изложения. При этом студенты не готовятся специально для просмотра, например, видеофильма, так как он включается только на несколько минут, дополняя занятие иллюстративным материалом, сообщая новые сведения. После демонстрации фильма педагог продолжает изложение при помощи других средств. Высокая эффективность такого использования технических средств обеспечивается органическим слиянием материала технических средств с традиционными способами и средствами обучения. В процессе подготовки к занятию преподаватель определяет последовательность применения различных видов технических средств, определяет, какие положения, факты будут изложены при помощи тех или иных средств.
При этом способе преподаватель может применять один-два вида средств или их комплекс. С точки зрения дидактической, более эффективным является применение комплекса средств: видеофильмов, диапозитивов, диафильмов и так далее, что способствует организации восприятия материала различными органами чувств и обеспечивает разнообразие деятельности студентов. Известно, что поддержание высокой продуктивности умственной деятельности невозможно без смены одних форм, способов, средств учебного труда другими.
Таким образом, основной материал дается преподавателем, а технические средства являются лишь вспомогательными средствами, облегчающими труд преподавателя и студентов.
Такой способ применения технических средств в настоящее время является наиболее распространенным и в будущем найдет еще более широкое применение.
В этом случае применяются следующие виды технических средств.
1. Видеофильмы — фильмы, посвященные одному из наиболее сложных вопросов темы. Обычно они очень короткие, рассчитаны на 5—10 минут демонстрации и легко приспосабливаются к структуре занятия. Применяются на всех видах лекций, семинарских, практических, лабораторных занятий, во время консультаций, т. е. на всех занятиях, проводимых под руководством преподавателя.
Информация по теме:
Общие методы исследования
Проведение исследования состоит в использовании выбранных методов как способов разрешения поставленных задач. Как отмечается в научной литературе, необходимо чётко различать методы науки и методы практической деятельности, основанной на положениях этой науки. Метод – в широком смысле – это способ п ...
Раздельное и совместное обучение. Плюсы и минусы
Два главных вопроса для родителей, думающих, а куда отдать сына или дочку? 1. Не обделим ли мы наших детей или позволим слишком много социализации, не создадим ли в будущем им проблем в общении с противоположным полом, если в настоящем примем решение отдать их в школу раздельного или совместного об ...
Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Понимание ребенком речи окружающих развивается по законам образования условных рефлексов. На исходе первого года в результате многократного одновременного слышанья ребенком определенного звукосочетания и зрительного восприятия определенного предмета между этими возбуждениями (слуховым и зрительным) ...