Видеофрагменты удобны еще в том отношении, что они демонстрируются в нужный момент, не нарушая последовательности изложения материала. Выбор их для того или иного занятия не составляет особого труда. Как правило, по названию видеофрагмента легко определяется его содержание, т. е. в его названии указывается, обсуждению какого вопроса посвящен данный фрагмент. Например: «Диффузия в металлах», «Параметрические колебания», «Сила и деформация» и т. д.
3. Диафильмы — серия фотографических позитивных (цветных или черно-белых) изображений. Кадры в них объединяются общей темой в определенной системе. Как правило, каждый последующий кадр развивает содержание предыдущего. В нем одни кадры раскрывают основные мысли, а другие — развивают их, помогают глубже раскрыть содержание основных кадров.
Диафильмы создают у студентов конкретные представления об изучаемом предмете, явлении, процессе. Проецируемые на экран изображения видны всем, отличаются от обычных таблиц, плакатов четкостью и размерами изображения. Они могут быть применены во всех формах учебных занятий. Методика их применения в основном мало отличается от методики использования обычных таблиц, плакатов. На занятии диапроектор включается в тот момент, когда требуется наглядная демонстрация изучаемых процессов, явлений. Таким образом, с помощью диафильма преподаватель излагает только ту часть материала, которую без диафильма объяснить весьма трудно.
Опыт показывает, что на занятиях могут быть использованы целостные диафильмы и отдельные кадры.
В первом случае лекция от начала до конца сопровождается кадрами диафильма т. е. диафильм составлен таким расчетом, что все основные положения даны в кадpax. Проецируя эти кадры на экран, преподаватель в определенной системе ведет изложение материала. Время от времени он выключает диапроектор, ведет изложение материала другими средствами: словесно, при помощи видео и т. д.
Использование диафильмов дает возможность студентам подробно фиксировать основные положения и лучше запоминать содержание материала. При помощи подобных диафильмов организуются обсуждения решение задач и другие способы активизации мысли тельной деятельности студентов.
В другом случае на занятии используются лишь несколько кадров (в зависимости от содержания материала и наличия кадров, отвечающих задачам изложения темы). И здесь целесообразно сочетание кадров диафильма с другими средствами.
Педагогическая эффективность применения диафильмов зависит от умения преподавателя правильно использовать их на занятиях. Не всегда диафильмы применяются правильно и поэтому не дают должного эффекта. Назовем лишь некоторые ошибки: а) материал на занятии объясняется без диафильма, а в конце отдельно демонстрируется весь диафильм, что требует дополнительного времени на объяснение, так как преподаватель вкратце снова (повторно) объясняет материал; при этом диафильм уже не вызывает особого интереса обучающихся, б) преподаватель ограничивается демонстрацией кадров на экране и краткими, комментариями к ним, не организуется активная работа студентов по сравнению, анализу фактов, сведений, приведенных в кадрах.
Для того, чтобы успешно работать с диафильмом, преподавателю нужно ознакомиться с его содержанием заранее. При этом целесообразно не только просмотреть содержание фильма, а важно продумать основные мысли, вокруг которых следует сосредоточить внимание студентов: комментарии к кадрам, вопросы, задаваемые с целью активизации внимания студентов. Следует продумать способы связи содержания кадров диафильма с другими средствами (натуральные образцы, видеофрагменты и т. д.).
Диафильмы с успехом могут быть использованы при проверке знаний, организации самостоятельной работы студентов на аудиторных занятиях. Такие кадры специально готовятся (отбираются) заранее.
4. Диапозитивы представляют собой фотографическое позитивное изображение (черно-белое или цветное) на прозрачном стекле или пленке. Они удобны тем, что легко приспосабливаются к методике преподавания, логике изложения каждого преподавателя и структуре любого занятия, ибо каждый диапозитив составляет отдельный кадр. В зависимости от содержания, логики изложения преподаватель подбирает нужный кадр и определяет их последовательность. Таким образом, для каждой темы, для каждого занятия можно укомплектовать набор диапозитивов в различных вариантах. Отдельные диапозитивы из одной серии, посвященной одной теме, можно применять при изучении и других тем.
Информация по теме:
Особенности восприятия и анализа лирического
произведения учениками
Отношение к лирике школьника-читателя на разных этапах его развития разное. На последнем этапе (в старших классах), важно подвести читателя к осмыслению того, что произведение есть отражение авторского миропонимания, а его творчество отражение процесса формирования, изменения взглядов. Художник все ...
Развитие идеи соединения обучения
Историю воспитания и обучения в Древней Руси и Русском государстве до XVII в. невозможно рассматривать вне связи с общим историко-культурным развитием восточнославянских народов, для которых, безусловно, важнейшим событием стало принятие в 998 г. христианства. В общем, этот большой временной отрезо ...
Влияние занятий с тяжестями на различные стороны физического состояния детей,
подростков и юношей
Многочисленные исследования показали, что максимальная сила кисти и предплечья с возрастом увеличивается. Наибольший прирост ручной силы происходит в среднем или старшем школьном возрасте. Различия между силой правой и левой руки у детей до 13—14 лет недостоверны. Начиная с 14—15 лет, разница между ...