Анализ художественного произведения с учетом его родовой и жанровой специфики - одна из активно разрабатываемых проблем методической науки. Значительный вклад в ее решение внесли М.А. Рыбникова, З.Я. Рез, В.Г. Маранцман, М.Г. Качурин.
Задача данного параграфа выявить особенности лирики как литературного рода, которые следует учитывать при организации учебного процесса по литературе.
Понимание своеобразия лирики будет способствовать осмыслению и других литературных родов, так как лирический элемент присутствует и в драме, где диалог, является непосредственным выражением мыслей, чувств, ощущений персонажа, и в эпосе, о котором М. Пришвин написал: “Не лирика ли является в писаниях тем золотом, которое определяет их прочность и ценность? И эпос есть ничто иное как скрытая лирика”. В свою очередь, лирика содержит в себе элементы и драмы, и эпоса. Качественные и количественные характеристики этого элемента определяют характер лирического произведения, его своеобразие, неповторимость.
Лирика как литературный род в своих крайних проявлениях тяготеет, с одной стороны, к эпосу, содержание которого - события, факты, сюжет как события и факты. С другой - к музыке, где внешняя “событийность" уступает место внутренним движениям человеческой души, когда ее содержанием становятся даже не мыли, а - чувства, порыв, эмоция. Эмоция в чистом виде есть музыка.
Как бы лирика ни понималась и ни определялась исследователями разных эпох, направлений и школ, общим местом является признание в лирике эмоциональной доминанты как “высокой степени суггестивности текста” или “сгущения смысла”. Эта особенность максимально сближает ее с музыкой как искусством “интонируемого смысла", т. е искусством, содержание которого составляет эмоция.
Личностное начало, внутренний мир художника в поэзии проявляются с особой силой. Кажущиеся абстрактными размышления автора или выплескиваемые им эмоции - это непосредственное выражение навсегда запечатленного в строках состояния. Новалис уже в 18 веке писал: “Поэзия на деле есть абсолютное реальное. Это средоточие моей философии. Чем больше поэзии, тем ближе к действительности”. Эта реальность действительности в поэзии столь велика, что приобретает мистический характер: “Чувство поэзии имеет очень много общего с чувством мистического. Это чувство особенного, личностного, неизведанного, сокровенного, должного раскрыться, необходимо-случайного . ”. В лирике с особой силой высвечивается личностное, субъективное, с одной стороны, с другой - осознается значимость и ценность объективно существующего мира, всех его проявлений, от глобальных исторических событий до мгновений бытия.А. Кушнер пишет: “Лирика играет на повышение всех ценностей, разглядывает как драгоценность каждую крупицу жизни".
Лирическое произведение и музыка - виды искусства не просто тяготеющие друг к другу, а дополняющие одно другое, часто существующие в неразрывном сплаве, например, песенное, вокальное искусство. В книге “Музыка в мире искусств” М.С. Каган так пишет о лирической поэзии: “ . она является не “чистой" формой искусства слова, а переходной, синтезирующей его (слова - Г. А) качества с качествами музыки .".
Характер отношений лирики и изобразительного искусства сложный, многогранный, при этом диалогическая сущность их связи очевидна. Лирический пейзаж в поэзии и лирический пейзаж в живописи нередко выступают по отношению друг к другу как интерпретация одного вида искусства другим, то же можно говорить о жанре портрета в этих видах искусства, о жанровых сценах на полотнах передвижников и в произведениях, например, Некрасова, Островского.
Понять и ощутить своеобразие лирики в процессе ее изучения в школе поможет привлечение других видов искусства, выявление характера их взаимосвязи.
Возможности изучения лирики в старших классах будем рассматривать в нашей работе.
Изучение литературы с опорой на опыт собственного творчества в области других видов искусства - одно из условий постижения лирики Необходимо показать сходство и отличие поэтического текста и музыки, живописи на разных уровнях: содержательном, идейном, эмоциональном
Информация по теме:
Проблема формирования речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста и ее
взаимосвязь с развитием мелкой моторики в психолого — педагогической литературе
Речь – это средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен делиться переживаниями, сопереживать, искать п ...
Способы решения физических
задач
При решении физических задач могут быть использованы арифметический, алгебраический, графический, геометрический способы. Далее рассмотрим подробнее каждый из способов. Задача: Какой максимальной массы груз может выдержать в пресной воде плот, связанный из 25 сосновых бревен? Объем каждого бревна в ...
Сущность деловой игры
Деловая игра – это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они решают в ежедневной профессиональной деятельности. Эти задачи могут быть самыми разными, например: выполн ...