Понятие оценки в педагогической науке

Страница 1

Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. В широком смысле слова оценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких либо объектов или процессов. Оценить значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь. Применительно к воспитательной деятельности оценка означает установление степени выполнения ребенком правил и норм поведения.

Оценка, по мнению Ю.К. Бабанского, должна отвечать таким педагогическим требованиям, как объективность, систематичность, индивидуальный подход, педагогический такт и др.

Оценка должна быть гласной, достаточно мотивированной и убеждающей, правильно соотноситься с самооценкой и мнением родителей.

Воспитательная роль оценки заключается в осознании ребенком способов совершенствования различных видов деятельности, в том числе культуры поведения. Правильно установленная и выраженная оценка поведения дошкольника 5-6 лет служит важным стимулом формирования и развития познавательных интересов, положительных качеств личности: честности, трудолюбия, активности, самостоятельности, ответственности за выполнение своих обязанностей, умения преодолевать трудности и др.

Педагогическая оценка входит в систему методов педагогического воздействия наряду с методами убеждения и упражнения. Педагогическая оценка имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой педагогической оценки. К открытой следует прибегать редко, лишь в случае, когда воспитанник полностью отдает себе отчет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка – наиболее эффективна, так как. Рассчитанная на субъективную самостоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятельность.

Назовем виды открытой оценки, выстраивая их последовательность по усилению меры воздействия. Положительную станем называть по традиции поощрением, отрицательную оценку – наказанием. Поощрение организуется:

одобрением – предельно лаконичной формой вербального, мимического, пластического характера (например, улыбка, кивок головы или слово ”хорошо”);

похвалой – развернутой формой одобрения, раскрывающей основание оценки (например: ”Молодец Ваня! Помог Леночке собрать игрушки! ”);

материальным предметом, который благодаря материализации создает протяженность оценки и длительность положительных переживаний (например, открытка, игрушка-символ, лакомство);

благодарностью – персональным или коллективным признанием значимости сделанного ребенком;

присвоением звания – признанием его существенных качеств и выражением уверенности в достоинстве личности навсегда.

Наказание организуется аналогично, у него те же виды, меняется лишь оценочный вектор. Перечислим аналогичные виды: неодобрение, замечание, лишение удовольствий, выговор, исключение из системы общения либо из группы.

В современной практике воспитания увеличивается доля скрытой педагогической оценки, имеющей следующее выражение:

“Я – сообщение”, оглашение вслух собственного состояния и переживаний, связанных жизненным явлением (например: ”Мне всегда стыдно, когда я слышу грубые слова от мальчиков! ”);

“Ты – сообщение”, оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент содеянного им (например: ”Ты, наверное, очень разозлился и обидет Машу, а теперь тебе, конечно же стыдно?. . ”);

“естественное последствие”, как логически развернутая неизбежность обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя ребенок (например: ”Разлил? – Неси тряпку! ” или “Не сделал? Значит, надо сделать! ”);

возложение оценочных полномочий на ребенка (например: ”Коля, что ты нам скажешь? Как расцениваешь свой поступок? ”);

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Элективные и факультативные курсы
Перспективы введения профильного обучения в старшей школе вызвали интерес к такой форме образовательной деятельности как элективные курсы. Это достаточно новый вид дополнительных занятий в школе, поэтому выясним, чем они отличаются от факультативных курсов. Выясним что такое факультативный курс. Эт ...

Эффективность применения домашних заданий на уроках физической культуры
В сентябре 2001 г. нами были протестированы учащиеся 8 а класса по тестам, которые входят в комплексную программу физического воспитания учащихся 1-11 классов. По списку в этом классе 23 учащихся, из них 5 учащихся занимаются в специальной медицинской группе, один - на домашнем обучении. Всего тест ...

Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа
На сегодняшний день в Украине действует 699 школ-интернатов, из них 341 общеобразовательная, 489 – для детей с физическими отклонениями, 69 санаторных школ-интернатов. Всего 26 типов школ-интернатов. С целью защиты интересов детей-сирот и детей, которые не имеют соответствующей родительской заботы, ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru