Общие вопросы интеллектуального воспитания дошкольников

Страница 7

2. Физические упражнения для развития двигательных умений необходимы для расширения запаса основных видов двигательных действий, являющихся базовыми в двигательном развитии ребёнка (ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания).

Как отмечают Т.С.Овчинникова, А.А.Потапчук, современные дети отличаются низкой степенью сформированное™ двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности, по их мнению, часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти. Диспропорциональность развития, незрелость движений определяют различия во всех психомоторных актах и предопределяют недостаточный уровень качества их выполнения. Развитие двигательной сферы заключается в формировании сложнейших систем сенсорных коррекций (по Н.А.Бернштейну). Процесс выполнения любых действий требует постоянной регуляции неточностей и отклонений, которые возникают по ходу реализации действий. Эта регуляция осуществляется по следующей схеме:

отклонение реализуемого двигательного действия от запланированных характеристик;

регистрация величины отклонений органами чувств и передача сообщения об этом в центральную нервную систему;

внесение коррекций в планы и программы действий по ходу их исполнения;

передача сигналов о корректировке движений из центральной нервной системы к исполнительным органам, осуществляющим текущее двигательное действие.

Таким образом, в процессе овладения двигательным действием, помимо опорно-двигательного аппарата, участвуют и высшие психические процессы, обеспечивая положительное влияние на умственное развитие ребёнка.

3. Упражнения для развития физических качеств должны обеспечить формирование основных физических способностей, отражающих качественную сторону двигательных умений и навыков (скоростные, силовые, координационные способности; гибкость выносливость). С целью оказания положительного влияния на умственное развитие дошкольников особое внимание необходимо уделять развитию общих координационных способностей (дифференцировочной, ориентационной, ритмической и др.), включающих умение тонко и точно дозировать движения по усилию, направлению, времени, с целью формирования тонкой дифференцированной различительной чувствительности к временным, силовым, пространственным характеристикам движений. В этом случае двигательное и физическое развитие осуществляется как когнитивно-двигательное.

Перечисленные группы упражнений были отнесены к факторам, оказывающим опосредованное влияние на умственное развитие ребёнка в процессе его физического воспитания. За счёт оптимального формирования центров регуляции дыхания, кровообращения, обмена веществ, координации движений (сопряжения с одной стороны, тонких установочных движений глаз, мышц шеи, уха при улавливании сенсорной информации и, с другой стороны, движений рук, частей тела, мышц лица, губ, языка при двигательном ответе) достигается развитие не только опорно-двигательного аппарата, но и нервной системы, т.е. в процессе физического совершенствования создаётся основа для полноценного умственного развития ребёнка.

4. Действие физических упражнений для развития умственной сферы нацелено на формирование системы элементарных знаний об окружающих предметах и явлениях, сенсорное развитие; повышение уровня развития памяти, внимания, мышления, восприятия; увеличение словарного запаса, становление речи. Положительный эффект достигается путём сочетания двух компонентов: 1)двигательного действия и 2)упражнения направленного на умственное развитие ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры или задания.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Информация по теме:

Понятие гуманных отношений
Гуманизм - (от латинского humans - человеческий, человечный) это признание ценности человека, как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждения блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманность – это человечность, человеколюбие, уважение ...

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора
Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, что отметил А.М. Горький: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, - об этом ...

Место дидактических поисковых моделей в педагогических подходах
Существуют различные классификации методов обучения (по источникам знаний, по дидактическим целям, по характеру познавательной деятельности учащихся и др.). Классификации методов обучения строятся в зависимости от принципов отбора, например среди педагогов распространена традиционная, отраженная во ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru