В дошкольной практике принята трёхчастная (трёхэтапная) структура физкультурного занятия, основанная на учёте физической работоспособности организма. Выделяют вводную (или подготовительную), основную и заключительную части. При этом схема распределения учебного материала отличается от занятий не связанных с двигательной деятельностью. Это обусловлено необходимостью предварительной подготовки всех систем организма к выполнению физиологической нагрузки. Введение в физкультурное занятие задач умственного развития, требует, на наш взгляд, некоторой корректировки, учитывающей особенности не только физической; но и умственной работоспособности организма.
В связи с этим было увеличено количество структурных частей (этапов) занятия до четырёх, путём выделения в самостоятельную часть так называемого организационного момента (предварительной части). Предварительная часть проводится у стенда, на котором в схемах или рисунках намечено содержание всего физкультурного занятия. Такая структура занятия позволяет педагогу и воспитанникам быстрее «включиться» в ход занятия и легче ориентироваться при переходе от одного вида деятельности к другому. Задачи, содержание и длительность каждой части занятия представлены в таблице 3.
Как видно из таблицы, предварительная часть направлена на непосредственную организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, формирование интереса и создание соответствующего эмоционального настроя, раскрытие учебных задач занятия, предварительный разбор схем, планов, чертежей и т.п., определение ведущей подвижной игры.
В ходе подготовительной части решаются задачи, требующие высокого уровня внимания и сосредоточенности ребёнка. В основной части задачи умственного развития преимущественно направлены на обеспечение прочного и осознанного усвоения сложных двигательных действий; запланированных педагогом для обучения, повторения или совершенствования. В заключительной части, на фоне постепенного уменьшения двигательной активности, задачи умственного развития снова усложняются. Таким образом; достигается равномерное сочетание и взаимодействие задач умственного развития с задачами физического совершенствования в различных частях физкультурного занятия.
Таблица 3
Распределение задач интеллекутального развития в структуре физкультурного занятия
№ п/п |
Части занятия |
Задачи |
Содержание |
Длит-ть (мин) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Предварительная (до начала двигательной деятельности) |
Активизация мыслительной деятельности |
Упражнения умственной направленности: разбор схем, чертежей, планов с целью их последующего использования на занятии; определение задач занятия; выяснение отличий задач предстоящего занятия от предыдущего; игры на внимание, восприятие, память и т.д. |
4-5 |
2 |
Подготовительная |
Сенсорное развитие; стимулирование мыслительной деятельности, развитие познавательных процессов; становление речи; воспитание познавательной активности; формирование системы элементарных знаний |
Строевые упражнения, ходьба, бег в сочетании с упражнениями умственной направленности (передвижение по схемам, чертежам и т.д.), игры на внимание, память |
5-6 |
3 |
Основная |
Комплекс общеразвивающих упражнений, обучение, повторение, закрепление и совершенствование основных видов движений, подвижные игры в сочетании с упражнениями умственной направленности |
15-20 | |
4 |
Заключительная |
Тренировка умения быстро осуществлять переход от физической работы к умственной |
Дидактические игры, упражнения умственной направленности, игры малой подвижности, пальчиковые игры, подведение итогов занятия |
3-4 |
Информация по теме:
Виды принципов обучения
Под дидактическими принципами понимают некоторые очевидные исходные положения, которым должен удовлетворять любой учебно-воспитательный процесс, т.е. аксиомы образования и обучения. Принцип систематичности: обучение, однажды начавшись, должно продолжаться в определенном режиме и ритме до достижения ...
Анализ результатов исследования физической подготовленности в процессе
возрастного развития
1. Результаты теста «Прыжок в длину с места» (см). Таблица №1 № п/п Ф.И. учащегося Результаты по классам, см 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 1. Алексей Б. 165 180 185 190 210 235 225 2. Александр Б. 120 155 160 160 180 190 200 3. Юрий В. 125 150 160 160 170 200 220 4. Александр Д. 150 16 ...
Экология семьи
Так уж устроен мир, что наши симпатии и антипатии определяются биологической совместимостью. Объяснить это достаточно просто: каждый организм построен на пятиэлементной схеме взаимодействия органов и систем и сам по себе не сбалансирован – завсегда есть какая-то перегрузка. Так вот, если два органи ...