На каждом возрастном этапе ребёнок овладевает познавательными действиями определённого типа. Умственное развитие выступает как закономерный процесс, имеющий свою логику, которая, в конечном счёте, определяется более общей логикой развития личности ребёнка в целом, изменением места, занимаемого им в системе общественных отношений и сменой видов деятельности, внутри которых формируются познавательные действия.
В- результате анализа теоретических и экспериментальных данных Л.А.Венгер с соавторами (1978) определили систему показателей умственного развития дошкольников, включающую степень сформированности пяти типов познавательных действий: трёх типов перцептивных и двух мыслительных (интеллектуальных) действий. Это действия идентификации, отнесения к эталону, перцептивного моделирования, действия образного (устанавливаемые по овладению схематизированными представлениями) и логического мышления (устанавливаемые по овладению выделением и соотнесением существенных параметров объектов).
При этом дошкольное детство отмечается исследователями как период, оптимальный для умственного развития. В более поздние возрастные этапы оно происходит менее интенсивно, поэтому педагогические ошибки, допущенные в эту пору, трудно исправить в старшем возрасте.
Первые представления о мире и о себе ребёнок получает через движения — глаз, языка, рук, ног, через перемещение в пространстве. Двигательный акт с помощью средств выражения вынуждает и мысль действовать в тех же условиях, в которых совершается сам.
Исследователями доказано: чем быстрее происходит развитие двигательной сферы, чем разнообразнее движения, тем активнее совершается освоение окружающего мира, тем большая информация поступает в мозг, следовательно, создаются предпосылки для раннего овладения речью и развития умственной сферы.
Недаром, выделяя* основные периоды развития интеллекта, первый период Ж.Пиаже назвал сенсомоторным, подчёркивая взаимосвязь умственного и двигательного развития детей от 0 до 2 лет . На это же указывает американский врач Глен Доман, отмечая, что высокоразвитый интеллект берёт своё начало в человеческой подвижности и деятельности рук.
Таким образом, специально организованная двигательная деятельность, составляющая основу физического воспитания, должна являться источником не только двигательного, но и умственного развития детей. Это обусловлено следующими моментами:
1. Старший дошкольный возраст отмечается, как период активной подготовки детей к школьному обучению, в связи с этим учебно-воспитательный процесс в детском саду характеризуется увеличением объёма и интенсивности учебно-познавательной деятельности. В недельное расписание занятий вводятся дополнительные предметы, что ведёт к увеличению учебной нагрузки на детей и снижению их двигательной активности. Следствием чего стало уменьшение количества абсолютно здоровых детей. Ряд исследователей пытается исправить данную ситуацию путём активного использования средств физического воспитания для подготовки детей к школе. К сожалению, большая часть этих разработок, пока, не доступна практическим работникам ДОУ.
2. В раннем детстве и дошкольном возрасте, физическое и двигательное развитие являются основой для полноценного развития всех психических функций. В дальнейшем, по мере формирования умений выполнять умственные действия во внутреннем плане сознания, а также по мере овладения действиями с опорой на знаково-символические средства, роль внешних двигательных действий в развитии психики становится менее очевидной.
Информация по теме:
Понятие оценки в
педагогической науке
Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. В широком смысле слова оценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких либо объектов или процессов. Оценить значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь. Применительно к воспит ...
Методическое обеспечение работы учителя с творческой
тетрадью
Данный пункт представляет собой готовые методические рекомендации по работе с творческой тетрадью. Рекомендации представлены в виде ограничений действий учителя, как учитель может помогать учащемуся при работе с тетрадью. В процессе апробации были выделены формы работы с творческой тетрадью: индиви ...
Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве
В «Великой дидактике» Я.А. Коменский впервые в истории образования предложил и стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости, по Я.А. Коменскому, до 24 лет. Первой ступенью воспитания и образования детей от рожден ...