На каждом возрастном этапе ребёнок овладевает познавательными действиями определённого типа. Умственное развитие выступает как закономерный процесс, имеющий свою логику, которая, в конечном счёте, определяется более общей логикой развития личности ребёнка в целом, изменением места, занимаемого им в системе общественных отношений и сменой видов деятельности, внутри которых формируются познавательные действия.
В- результате анализа теоретических и экспериментальных данных Л.А.Венгер с соавторами (1978) определили систему показателей умственного развития дошкольников, включающую степень сформированности пяти типов познавательных действий: трёх типов перцептивных и двух мыслительных (интеллектуальных) действий. Это действия идентификации, отнесения к эталону, перцептивного моделирования, действия образного (устанавливаемые по овладению схематизированными представлениями) и логического мышления (устанавливаемые по овладению выделением и соотнесением существенных параметров объектов).
При этом дошкольное детство отмечается исследователями как период, оптимальный для умственного развития. В более поздние возрастные этапы оно происходит менее интенсивно, поэтому педагогические ошибки, допущенные в эту пору, трудно исправить в старшем возрасте.
Первые представления о мире и о себе ребёнок получает через движения — глаз, языка, рук, ног, через перемещение в пространстве. Двигательный акт с помощью средств выражения вынуждает и мысль действовать в тех же условиях, в которых совершается сам.
Исследователями доказано: чем быстрее происходит развитие двигательной сферы, чем разнообразнее движения, тем активнее совершается освоение окружающего мира, тем большая информация поступает в мозг, следовательно, создаются предпосылки для раннего овладения речью и развития умственной сферы.
Недаром, выделяя* основные периоды развития интеллекта, первый период Ж.Пиаже назвал сенсомоторным, подчёркивая взаимосвязь умственного и двигательного развития детей от 0 до 2 лет . На это же указывает американский врач Глен Доман, отмечая, что высокоразвитый интеллект берёт своё начало в человеческой подвижности и деятельности рук.
Таким образом, специально организованная двигательная деятельность, составляющая основу физического воспитания, должна являться источником не только двигательного, но и умственного развития детей. Это обусловлено следующими моментами:
1. Старший дошкольный возраст отмечается, как период активной подготовки детей к школьному обучению, в связи с этим учебно-воспитательный процесс в детском саду характеризуется увеличением объёма и интенсивности учебно-познавательной деятельности. В недельное расписание занятий вводятся дополнительные предметы, что ведёт к увеличению учебной нагрузки на детей и снижению их двигательной активности. Следствием чего стало уменьшение количества абсолютно здоровых детей. Ряд исследователей пытается исправить данную ситуацию путём активного использования средств физического воспитания для подготовки детей к школе. К сожалению, большая часть этих разработок, пока, не доступна практическим работникам ДОУ.
2. В раннем детстве и дошкольном возрасте, физическое и двигательное развитие являются основой для полноценного развития всех психических функций. В дальнейшем, по мере формирования умений выполнять умственные действия во внутреннем плане сознания, а также по мере овладения действиями с опорой на знаково-символические средства, роль внешних двигательных действий в развитии психики становится менее очевидной.
Информация по теме:
Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа
На сегодняшний день в Украине действует 699 школ-интернатов, из них 341 общеобразовательная, 489 – для детей с физическими отклонениями, 69 санаторных школ-интернатов. Всего 26 типов школ-интернатов. С целью защиты интересов детей-сирот и детей, которые не имеют соответствующей родительской заботы, ...
Психолого — педагогические особенности детей 2 — 3 летнего возраста
При совершенствовании умений детей раннего возраста необходимо обеспечить возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выберет ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, что будет способствовать его развитию личности. Ранний возраст является наи ...
Особенности развития памяти у младших школьников
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младше ...