Основным средством физического воспитания являются физические упражнения. Они определяются как двигательные действия, или совокупность действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его законам (96). Ю.М.Николаев с соавторами считают, что при формировании целостного человека необходимо принимать во внимание современное понимание сущности физических упражнений и их больших потенциальных возможностей в развитии одновременно как организма, так и личности занимающихся.
Исходя из определения» и ожидаемого от упражнения эффекта, мы выделили несколько групп физических упражнений:
1. Физические упражнения для укрепления здоровья нацелены на формирование правильной осанки и сводчатости стопы; укрепление скелетных мышц; совершенствование работы различных органов и систем.
2.Физические упражнения для развития двигательных умений предполагают расширение запаса основных видов движений.
3.Упражнения для развития физических качеств нацелены на повышение уровня развития выносливости; силовых скоростных; общих координационных способностей и гибкости.
4.Физические упражнения для развития умственной сферы, действие которых заключается в непосредственном влиянии на умственное развитие детей: «При воспитании нужно постоянно иметь в виду, что все органы без исключения, а также и головной мозг, можно укрепить и развить упражнением».
Приведенное деление является в некоторой степени условным, т.к. одни и те же упражнения могут оказывать положительный эффект одновременно в нескольких направлениях. В целях нашего исследования необходимо более подробно обосновать ожидаемый эффект от каждой группы упражнений в области решения задач интегрированного умственного и двигательного развития старших дошкольников.
1. В дошкольном возрасте происходит перестройка функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольников определяют высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды. По данным статистического анализа за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза. Наблюдения показывают, что у 12-19% дошкольников диагностируются выраженные формы психических расстройств. Слабое здоровье и отставание в физическом развитии многими исследователями отмечается как одна из возможных причин не только физической, но и «умственной слабости». Действие физических упражнений оздоровительной направленности используется целой областью медицины — лечебно-профилактической физкультурой и заключается в рефлекторном улучшении деятельности внутренних органов. Согласно «энергетическому правилу скелетных мышц», характер их деятельности определяет развитие физиологических систем. В состоянии пониженной двигательной активности снижается обмен веществ и информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов, что приводит к нарушению регулирующей функции мозга и отражается на работе всех внутренних органов, в первую очередь сердца.
Развитие опорно-двигательного аппарата, предотвращение нарушений осанки, стимулирование функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем являются необходимым условием для нормального роста и развития детского организма (в том числе умственного), « . если хотите развить ум вашего воспитанника, развивайте его силы, которыми ум должен управлять. Упражняйте непрерывно его тело; сделайте его крепким и здоровым, чтобы сделать мудрым и рассудительным».
Информация по теме:
Понятие аудирования и основные аудитивные умения
В данном разделе предполагается дать общую характеристику аудирования с позиций методики, выделить различные определения понятия «аудирование», охарактеризовать аудирование как цель и как средство обучения, а также выделить основные аудитивные умения и трудности, связанные с восприятием аудиотекста ...
Упражнения, помогающие развивать умения прогнозирования
К основным упражнениям, помогающим развивать умения прогнозирования на различных уровнях, относятся следующие. 1) Упражнения, направленные на прогнозирование на уровне фонемы. А) Учитель произносит начало слова, учащиеся его заканчивают, например tele . (television), hand . (handsome), help . (help ...
Метод минимума и максимума
Довольно часто встречаются задачи, в которых требуется определить наибольшее или наименьшее значение величины из всех возможных. Основы такого метода следуют из принципа Ферми, экстремума энергии. В некоторых задачах удается воспользоваться известными алгебраическими неравенствами (Нер-во Коши). За ...