Общие вопросы интеллектуального воспитания дошкольников

Страница 8

Включение в учебный процесс по физическому воспитанию упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, речи и связанных с ней высших символических функций, не только способствует умственному развитию детей, но и перестраивает, согласно определению Л.С.Выготского, «саму моторику», переводя её на «новый и высший этаж» и обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся t окружающей обстановки, благодаря чему улучшается и двигательное развитие детей.

Методика интегрального умственного и двигательного развития средствами физического воспитания, построена на использовании всех свойств выделенных групп упражнений в их совокупности (рис.3) то есть, наибольшего положительного эффекта от упражнения можно ожидать в том случае, если оно отвечает требованиям каждой группы упражнений. Например, применение длительного равномерного бега по пересечённой местности с дополнительным заданием: запомнить для последующего воспроизведения маршрут (сколько раз и в какую сторону повернули), обеспечивает: 1)воспитание общей выносливости (развитие физических качеств); 2)стимулирование функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем (оздоровление), 3)совершенствование техники длительного бега (совершенствование двигательных навыков); 4)развитие памяти, внимания, пространственной ориентировки (стимулирование умственной деятельности).

Согласно логике нашего исследования далее необходимо осуществить обоснованный, с точки зрения поставленных задач, выбор методов и методических приёмов обучения. В дошкольной педагогике чаще используется классификация методов, основанная на выделении источника знаний: словесные, наглядные, практические. Расчленение методов на отдельные группы оправдано с точки зрения их теоретического осмысления, однако неудобно для практического применения. Специфика физического воспитания состоит в том, что в процессе обучения педагог одновременно или последовательно использует методические

Рис. 3. Средства умственного развития дошкольников в процессе физического воспитания

приемы, относящиеся к разным группам методов. При этом одни приёмы можно условно назвать «ведущими», а другие «вспомогательными». На физкультурных занятиях ведущими являются практические методы обучения, в частности, метод упражнения (целостного или расчленённого). Исходя из этого, мы сочли целесообразным представить возможные варианты; последовательного сочетания методов, активизирующих мыслительную деятельность детей при обучении двигательным действиям (табл. 4).

Опираясь на содержание представленной таблицы, педагогу, при подготовке к занятию, достаточно выбрать последовательность приёмов, оптимальных для решения обозначенных им задач.

Таблица 4

Варианты сочетания различных групп методов, активизирующих мыслительную деятельность детей при обучении двигательным действиям

Практические методы

Словесные, наглядные методы

ведущие приёмы

вспомогательные приёмы

Выполнение

упражнения

строго

регламентиров

анного или

частично

регламентиров

анного

(игрового,

соревнователь

ного)

После показа (имитации движений животных) педагогом или товарищем

Самостоятельно или с непосредственной помощью педагога,

товарища

В сочетании с анализом и коррекцией ошибок (педагогом или товарищем) по ходу выполняемого действия или после его

завершения

С возможной

опорой на:

- зрительные

ориентиры

(предметы,

разметку,

схемы);

-на слуховые

ориентиры

(музыку,

песни,

звуковые

сигналы)

После показа педагога, сопровождающего действия словесной инструкцией (рассказом, указаниями, уточнениями, объяснениями, вопросами и т.д.). Словесную инструкцию могут давать дети (самостоятельно или с помощью взрослого), комментируя действия педагога

После словесной инструкции (разбора, анализа, наводящих вопросов, образного сюжета, загадки, рассказа, пояснений, указаний) педагога

После изучения схематического изображения (картины, рисунка, схемы, фотографии) двигательного действия

После поиска способов выполнения двигательного действия, руководствуясь сформулированной педагогом проблемной ситуацией: перейти «болото» не замочив ног

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Информация по теме:

Музыкотерапия в образовательном процессе
С исторической точки зрения музыкотерапия в современном понимании восходит к существующим уже более ста лет рецептивным формам. Гармонизирующее действие музыки, спокойствие её устойчивых и уравновешенных сил ещё много лет назад применялось целителями в качестве терапевтического средства. "Музы ...

Проблема развития памяти в научной литературе
Исследования памяти имеют междисциплинарный характер, так как в различных формах она встречается на всех уровнях жизни и включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации. Работы немецкого психолога Г. Эбингауза в конце прошлого века пол ...

Методы и приемы развития памяти младших школьников
Рассмотрим проблему развития памяти, то есть те типичные изменения, которые в ней происходят по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, мнемическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, неп ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru