Повышение качества профессиональной подготовки специалиста в высшем учебном заведении требует решения многих проблем:
Совершенствование содержания учебных дисциплин, методики их преподавания, организации контроля и др. В этом ряду профессиональная практика занимает важное место, являясь одновременно методом педагогического процесса и формой обучающего контроля, определяющей результат подготовки будущего специалиста на определенном этапе обучения. Цель профессиональной практики - подготовка студентов к самостоятельному выполнению профессиональных функций в конкретной сфере будущей деятельности. В связи с этим задачи практики следующие:
· формирование, развитие и совершенствование у студентов профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых будущим специалистам;
· формирование и развитие у студентов потребности в самообразовании и саморазвитии;
· развитие и совершенствование творческой инициативы и самостоятельности.
Содержание практики предполагает вовлечение студентов в профессиональную деятельность, развитие творческого мышления через применение теоретических знаний, изучение опыта, апробацию прогрессивных технологий.
Воспитательный и обучающий эффект профессиональной практики зависит от многих факторов. Остановимся на некоторых из них.
1. Очень важно, чтобы студенты, выходя на практику, были готовы к ней не только теоретически, но и были профессионально ориентированы с точки зрения проявления интереса и стремления к практическому применению теории. Большую роль в формирование данной мотивации будет играть четкое понимание студентами значения учебной, научной работы и практики для профессиональною становления. Следовательно, вся система обучения в вузе должна быть профессионально направленной. Обучение отдельным учебным дисциплинам должно быть ориентировано на подготовку специалиста конкретной профессии.
2. Эффективность практики зависит также от организации и содержания профессиональных практик, то есть от создания оптимальных условий для овладения опытом профессиональной деятельности. Сюда входит: сроки практик, базы практики, требования к выполнению программ базового учреждения (организации), функции студентов в период практики, содержание их деятельности.
Производственная практика организуется для студентов обучающихся по специальностям "Связи с общественностью" (''Специалист по связям с общественностью"), "Менеджмент в социальной сфере”("Менеджер"), "Регионоведение" ("Специалист. Регирновед"), "Лингвистика и межкультурная коммуникация" ("Лингвист-переводчик двух иностранных языков"). Получение квалификации "Учитель двух иностранных языков Переводчик-референт" (специальность "Филология") предусматривает прохождение студентами двух видов практик: педагогической (4 курс) и переводческой (5 курс).
По степени активного участия студентов-практикантов в педагогическом или производственном процессе практика подразделяется на ознакомительную, учебную и стажерскую. Рассмотрим данные типы практик на примере педагогической практики, в организации и проведении которой в нашем университете накоплен немалый опыт.
Ознакомительная педагогическая практика предусмотрена на 1 и 2 курсах для студентов, обучающихся специальности "Филология". Практика длится одну неделю, в течение которой студенты посещают уроки, знакомятся с творческой мастерской учителя, организатора воспитательного процесса, ведут педагогический дневник. В задачи данной практики входит:
Информация по теме:
Специфика влияния речевого поведения родителей на речевое
поведение дошкольника
Выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка, писал: "Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент ...
Анализ программ по биологии с точки зрения
возможностей дидактических поисковых моделей
Организация учебной деятельности школьников зависит от содержания учебного материала, возрастных особенностей и общего уровня подготовки школьников. В связи с поставленными перед школой задачами возрастают требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Анализируя предлагаемые ...
Понятие имиджа
Имидж – явление многогранное и сложное, затрагивающее многие сферы жизни современного социума, чья сущность, закономерности и механизмы формирования до сих пор четко не определены. Недостаточная проработанность, неопределенность имиджа как конструкта актуализирует потребность в теоретико-методологи ...