3. Эффективность обучения двигательным действиям в процессе физического воспитания помимо прочего обусловлена и уровнем умственного развития. Высокий уровень умственного развития способствует быстрому и точному овладению техникой сложнокоординационных двигательных действий.
Отсюда следует, что оптимальное развитие ребёнка (умственное, физическое, двигательное) должно осуществляться на основе его двигательной активности: «Всё бесконечное многообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению», однако анализ задач и средств умственного воспитания свидетельствует об игнорировании данного обстоятельства теоретиками дошкольного воспитания.
Задачи, решаемые в процессе умственного воспитания дошкольников, в разные годы формулировались исследователями следующим образом:
1. А.В.Запорожец, Т.А.Маркова: 1)сообщать знания; 2)формировать определённые способы восприятия; 3)формировать простейшие способы умственной деятельности.
2. В.И. Логинова и др.: ^формирование системы знаний; 2) формирование умственных способностей на основе усвоения системы умственных действий; 3)воспитание познавательного отношения к окружающему; Сформирование элементарных навыков культуры умственного труда (98).
Н.Н.Поддьяков и др. : формирование всесторонне развитой личности ребёнка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех видов детской деятельности; 2) формирование разнообразных способностей дошкольника.
В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохин : формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни; 2)развитие познавательных психических процессов; 3)развитие любознательности и умственных способностей; 4) развитие интеллектуальных умений и навыков; 5)формирование простейших способов умственной деятельности.
П.Г.Саморукова и др. : формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как основы воспитания правильного к ней отношения; 2)развитие элементарных навыков и: умений умственной деятельности, познавательных процессов и способностей, развитие речи детей; 3)формирование первых познавательных интересов и любознательности; 4)приучение детей к умственному труду.
С.А.Козлова, Т.А.Куликова : 1)сенсорное воспитание; 2) развитие мыслительной деятельности; 3)становление речи; 4)воспитание любознательности, познавательных интересов; 5)формирование системы элементарных знаний.
Несмотря на незначительные расхождения в обозначении задач умственного воспитания дошкольников, средства умственного воспитания на протяжении последних лет всеми авторами формулируются примерно одинаково и условно распределяются на две группы:
деятельность детей, к основным видам которой относят — игровую, учебную, трудовую, конструктивную, изобразительную;
произведения духовной и материальной культуры, к которым причисляют игры, игрушки, пособия, книги, произведения декоративно-прикладного искусства.
В заключении можно отметить, что умственному воспитанию дошкольников отводится важное место в учебно-воспитательном процессе детского сада. Определены задачи и средства умственного воспитания детей. Но при этом полностью игнорируется двигательная деятельность, являющаяся важным условием и источником полноценного умственного развития детей дошкольного возраста.
Информация по теме:
Проблемно-поисковые методы обучения
Отличительной чертой проблемно-поисковых методов является постановка перед обучающимися вопроса (проблемы), на который они самостоятельно ищут ответ, как бы сами создают новые знания, "делают открытия", формулируют теоретические выводы. Проблемно-поисковые методы требуют активной мыслител ...
Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации ...
Классификация видов и форм поощрения и наказания
Поощрение и наказание - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком, по которому мы считаем целесообразным давать классификацию видов и форм поощрения и наказания, ...