Цель физического воспитания вытекает из основной цели воспитания, 'отражая при этом специфические особенности физкультурной деятельности. На современном этапе, в отличие от эпохи строительства коммунизма, нет единого подхода к определению цели физического воспитания дошкольников. Каждый исследователь формулирует и понимает ее по-своему, иначе, чем прежде, на что справедливо указывает С.Б.Шарманова. Поэтому остановимся на трактовке Э.Я.Степаненковой, отмечающей, что целью физического воспитания дошкольников считается формирование здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребёнка.
Надо отметить, что часто понимание гармоничного развития в процессе физического воспитания сводится к сочетанию между собой воспитания физических качеств, двигательных умений и функциональных способностей (69), что, на наш взгляд, является неправомерным, т.к. противоречит основной цели воспитания, предполагающей также умственное, нравственное, эстетическое развитие.
Цель физического воспитания конкретизируется в задачах (таблица 2), под которыми понимаются конкретные цели деятельности педагога по обучению знаниям, умениям и навыкам, воспитанию и развитию учащихся. Задачи предусматривают систему требований, выполнение которых должно способствовать достижению поставленной цели. Матвеев Л.П. выделяет две группы задач, решаемых в процессе физического воспитания: специфические и общепедагогические.
К специфическим относятся:
1)задачи по оптимизации физического развития человека, совершенствованию двигательных способностей и физических качеств, а так же упрочению многолетнего сохранения здоровья;
2)образовательные задачи, предусматривающие системное формирование необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
Общепедагогические задачи предусматривают: формирование личности; воспитание воли, позитивных качеств характера, эмоций и эстетических потребностей.
Рассмотрим наиболее распространённые в дошкольном физическом воспитании классификации, где традиционно выделяют три группы решаемых задач: оздоровительные, воспитательные и образовательные.
Оздоровительные задачи предусматривают охрану и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений. Помимо этого, по мнению Глазыриной Л.Д., они должны обеспечивать развитие компенсаторных функций, устранение недостатков в физическом развитии.
Воспитательные задачи направлены на формирование нравственно-физических навыков, формирование потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно-гигиенических качеств, чем, по мнению ряда авторов и обеспечивается разностороннее, гармоничное развитие ребёнка - умственное, трудовое, нравственное, эстетическое.
Образовательные задачи предусматривают формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своём организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.
Таблица 1
Анализ постановки задач физического воспитания различными авторами
Матвеев А.П. |
Хухлаева Г.В. |
Ефименко Н.Н. | |||
I. Специфические задачи |
1 Оптимизация физического развития человека, совершенствование двигательных способностей и физических качеств, а так же упрочение многолетнего сохранения здоровья |
Охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений. |
1. Оздоровительные |
Предупреждение и преодоление различных отклонений в двигательном развитии и здоровье; повышение общей жизнестойкости детей | |
2)образовательные задачи, предусматривающие системное формирование необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний |
II. Образовательные |
Формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своём организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья |
2. Развивающие |
Развитие необходимых двигательных качеств | |
3.Обучающие |
Содействие естественному формированию основных движений и организация условий для их совершенствования | ||||
Н.Общепедагогические |
формирование личности, воспитание воли, позитивных качеств характера, эмоций и эстетических потребностей |
Ш.Воспитательные |
Формирование нравственно-физических навыков, формирование потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно-гигиенических качеств. |
4. Воспитательные |
Воспитание личностных качеств |
5. Образовательные |
Ознакомление детей с основами Мироздания |
Информация по теме:
Организация самостоятельной работы учащихся при
изучении темы «Настройка анимации в мультимедиа презентации»
Для эффективной организации самостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала. Исходя из пункта 1.3, по характеру учебной самостоятельной деят ...
Классификация психокоррекционных методов, применяемых педагогической
практике
Широкое распространение во всем мире в течение нескольких последних десятилетий получили различные системы, приемы и средства психокоррекционного воздействия на людей, физически здоровых, но нуждающихся в психологической помощи'. Первоначально многие из них возникли и использовались в основном в ос ...
Предпрофильная подготовка учащихся средней школы
Как уже было сказано, в старшей школе каждый учащийся может выбрать один из 5-6 профилей: гуманитарный, естественнонаучный, математики и информатики, экономики и права, технический, эколого-аграрный. У многих школьников выбор является случайным, не вполне соотносится с реальными способностями и воз ...