Труд как фактор народного воспитания

Взять в основу современного воспитания учащихся опыт традиционного трудового воспитания казахов – цель и задача народной педагогики. В процессе организации разнообразных взаимоотношений и действий учащихся в социальной среде воспитание в них народного опыта и хороших черт характера издавна является благим намерением. Наряду с этими народная педагогика призвана учить подрастающее поколение, которое сможет приумножить общественное богатство, широко использовать ценности духовной культуры нашего народа, приспособленного к правилам рыночной экономики. Она же ставит цель освоить виды традиционного труда народа, чтобы формировать многогранную активную, деловую, конкурентоспособную, одаренную, творческую личность с пробужденным национальным сознанием.

Все это подтверждает мысль о том, что трудовое воспитание – это привлечение человека к активной трудовой деятельности и ее организации, воспитание к трудолюбию, стойкости и верности путем формирования сознательного взгляда, признающего труд основной жизненной потребностью.

Семья играет особую роль в трудовом воспитании. Ее не заменит никакая отрасль общественного воспитания. Потому что цель семьи не только рождение ребенка, это и привитие ему ценностей традиционного труда в социально-культурной среде, мыслей и советов мудрецов о трудовом воспитании, воспитание его полезным гражданином для общества. Трудовой опыт, образцовый пример старшего поколения, беспрекословное выполнение ими своих обязанностей – большая школа трудового воспитания.

Есть и много поучительного в казахской семье по опыту формирования у детей рассудительного мировоззрения к труду. Это начинается с простейших видов труда, переплетаясь с общественно важными делами. В казахской семье мальчиков учили присматривать за ягнятами и козлятами, готовить дрова, делать орудие труда из продукции скота (плетение узды, плети, шидер, выделывание кожи, изготовление оружия и т.д.), строить кошару, также приучили к кузнечному и ювелирному искусству, а девочек воспитывали убирать дом, мыть посуду, готовить пищу, шить кружева, ткать узоры, ухаживать за детьми, обслуживать гостей. В процессе трудового воспитания родители учили детей трудиться не только для себя, но и ради благополучия народа, почетного отношения к труду, понимания радости и наслаждения трудовой деятельности.

Традиционные виды труда казахского народа, формировавшиеся с древнейших времен по природным и географическим особенностям: сельскохозяйственные, ремесленные и бытовые виды труда. Раннее привлечение детей к труду помогло формированию их человеческих достоинств, совершенствованию их художественно-эстетического вкуса, развитию их телосложения, а также повышению бережного отношения к культурному наследию народа. Все это казахский народ осуществил не методом наказания, а самыми эффективными, простыми путями метода объяснения, различными способами агитации, поощрения, внушения, обучения, разучивания и т.д. В этих целях широко использовали сказки, пословицы и поговорки, загадки и скороговорки, ораторские речи и благословения, лирические и богатырские песни, легенды и притчи и др. жанры устного народного творчества. Значит, в казахском народе с древнейших времен бытует большой опыт систематизированного трудового воспитания, дополненный и обработанный по требованию каждой эпохи. И сегодня в период вступления человеческой цивилизации в третье тысячелетие, когда уже освоили космос и вошли в мировую информационную систему, без определенного изменения продолжается преемственность трудовой технологии нашего народа. Теперь же самой актуальной проблемой является воспитание молодого поколения к труду на основе национальных традиций, сохраняя эту преемственность.

Дети, помогая взрослым и принимая их поучительные дела, а также навыки мастерства, постоянно находились на лоне природы, любовались ее красотой, сызмала слушали пение птиц, стрекот кузнечика, рассказы о былом, песни и кюи, сказки пастухов. Такое раннее трудовое участие детей способствовали формированию их человеческих качеств, совершенствованию художественно-эстетических склонностей их физическому развитию, бережному отношению к культурным ценностям народа. Познавательные нормы народной педагогики, в первую очередь, основаны на освоение детьми природу и богатств родной земли, разновидностей труда, связанные с традиционным хозяйством. Эти же нормы осуществлялись казахским народом не методом каких-либо наказаний, а простейшим методом объяснения детям благих намерений трудового общения, путем наставления, увлечения, разучивания и др. методами и способами народной педагогики.

Информация по теме:

Календарно-тематический план
Календарно-тематический план – это документ, по которому педагог дополнительного образования работает в творческом объединении. Составляется он на основе образовательной программы, гарантирует ее выполнение и не допускает перегрузок обучающихся. Календарно-тематический план состоит из: номер урока; ...

Построение дерева целей и расчет количественных оценок
Все цели, стоящие перед нами в процессе создания портфолио студента ВУЗа разобьем на три уровня и определим взаимосвязь и соподчиненность между ними. Дерево целей выполняет несколько функций: 1. на его основе осуществляется детализация главной цели; 2. фиксируется последовательность достижения целе ...

Динамика уровня сформированности словообразования у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и в норме
На этапе контрольного эксперимента, который проводился в мае, были проанализированы результаты экспериментальной логопедической работы по обучению словообразовательных умений у детей шестого года жизни со стертой дизартрией. Для проведения обследования была использована та же методика, которую мы п ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru