Структура учебного процесса, во-первых, указывает на то, что обучение имеет двусторонний характер и обусловливает необходимость тесного взаимодействия субъекта преподавания и субъекта учения на всех этапах учебной работы, начиная с постановки ее целей и задач и заканчивая проверкой и оценкой ее результатов. «Изъятие» учеников на любом этапе обучения приводит к прекращению процесса их учебно-познавательной деятельности.
Во-вторых, дает педагогам четкое представление о его основных звеньях.
Например, задача педагога:
Определять цели и задачи учебной деятельности учащихся;
Формировать содержательные, эмоционально окрашенные мотивы и мотивации учебно-познавательной деятельности;
Определять содержание учебного материала, подлежащего обработке и усвоению учащимися;
Планировать и организовывать учебно-познавательную деятельность учащихся;
Выбирать методы, формы и средства проведения занятий, определять и обрабатывать методику каждого учебного мероприятия;
Проводить конкретные учебные мероприятия;
Помочь учащимся регулировать их учебно-познавательную деятельность;
Контролировать учебно-познавательную деятельность учащихся;
Оценивать ее результаты и т.д
Соответственно, основными звеньями учебно-познавательной деятельности учащихся являются:
Осознание целей и задач этой деятельности;
Формирование, развитие и обогащение ее мотивов и мотивации;
Осмысление темы нового материала и основных проблем, которые необходимо решить;
Восприятие, осмысление, запоминание и обобщение учебного материала, его использование в практике и дальнейшее повторение;
Проявление эмоционально-волевого отношения к собственным учебно-познавательным действиям;
Самоконтроль и самооценка учебно-познавательной деятельности и внесения в нее соответствующих коррективов и изменений.
В-третьих, дает педагогу четкое представление о динамизме и перманентности учебного процесса.
Кратко проанализируем назначение и содержание отдельных структурных компонентов дидактического процесса.
Целевой компонент обеспечивает осознание педагогами цели обучения, а также формирует положительное отношение учащихся к учебно-познавательной деятельности, профессиональной деятельности вообще и конкретной специальности в частности. Цели обучения определяются государственным стандартом, рядом документов правительства страны, а по отдельным специальностям - образовательно-квалификационной характеристикой. Затем они конкретизируются в образовательно-профессиональных программах, программах по отдельным учебным дисциплинам, учебниках, учебных пособиях для учителей, дидактических материалах для учащихся.
Итак, цель обучения - это идеальное мыслительное предсказание педагогами и учениками конечного результата всего учебного процесса.
Стимулирующий, мотивационный компонент имеет большое значение для учебного процесса.
Формирование мотивации учебных действий - это ответственный этап деятельности педагога. Глубокие, прочные, эмоционально окрашенные и содержательные мотивы обеспечивают эффективность учебно-познавательных действий учащихся и предоставляют им конкретную направленность.
В своих исследованиях Е.Н. Ильин, А.К. Маркова, Т.А. Матис, М.Е. Мильман, А.Б. Орлов и другие авторы обосновали внутреннюю и внешнюю мотивации учебной деятельности и условия их формирования. Именно положительная мотивация к обучению и личностному развитию, которую создает и поддерживает прежде учитель, является основным условием конструктивной социализации школьников. Отсутствие или ошибки при становлении такой мотивации приводят к угрозе общественной изоляции и возникновения девиаций социального поведения молодежи.
Мотивация учебно-познавательной деятельности состоит из совокупности определенных мотивов. Мотив учебно-познавательной деятельности - это попытка ученика достичь определенного уровня развития в учении и профессиональной деятельности, в основе которой лежат глубокие, прочные и разнообразные общеобразовательные научные и профессиональные знания, навыки и умения.
Безусловно, учебно-познавательная деятельность учащихся всегда полимотивирована, т.е. в учебных мотивах сочетаются внешние и внутренние. К внешним мотивам относятся стремление получить определенное развитие в учении, приобрести новые знания, навыки, умения, взаимодействовать с товарищами. Поэтому педагог должен научиться распознавать истинные мотивы учебно-познавательных действий учащихся, способствовать целенаправленной и содержательной работе с каждым из них.
Информация по теме:
Методы обучения, их классификация
Понятие «метод обучения» довольно сложное, что обусловлено чрезвычайной многогранностью процесса, который должен отражать сущность данной категории. Г. Ващенко подал содержание общих методов обучения и их классификацию. По его мнению, метод обучения - это средство или система средств, сознательно п ...
Понятия счисления натуральных чисел и правила их
образования и чтения
Рассмотрим методику ознакомления с основными математическими понятиями, изучаемыми в данной теме. Понятие натурального числа дается на эмпирическом уровне. Число обозначается в порядке установления взаимно однозначного соответствия между предметами данной совокупности и словами – числительными. В н ...
Рабочее место учащегося
Рабочее место учащихся – это определенная часть площади учебной мастерской с наиболее целесообразным расположением оборудованием, инвентарем, приспособлениями и другой оснасткой. Основные компоненты рабочего места учащегося: определенная площадь учебной мастерской, необходимая для расположения и но ...