Внутренние мотивы можно классифицировать на две группы:
- Первая - познавательные мотивы, или мотивы, которые заложены в самой учебно-познавательной деятельности, основанные на интересе учащихся к содержанию профессиональной деятельности (стремление узнать что-то новое, полезное и необходимое, овладеть профессиональными навыками и умениями, понять сущность различных профессиональных явлений и т.п.) и процесса познавательных действий (попытки проявлять умственную активность, обдумывать и обосновывать определенные проблемы и т.д.);
- Вторая - мотивы достижения, в основе которых, по мнению Д. Аткинсона, лежит стремление к успеху и избеганию неудач. Это могут быть широкие социальные мотивы, мотивы самоопределения, совершенствования; и мотивы более узкие, приземленные (стремление получить поощрение, высокие оценки, стремление быть лучшим среди товарищей), отрицательные мотивы (стремление избежать неприятных отношений с педагогами, товарищами).
Безусловно, любой педагог должен стремиться формировать у учащихся, в первую очередь, мотивацию учебно-познавательных действий, потому что их в этом случае интересует само содержание, смысл и процесс учебно-познавательных действий, а в случае мотивации достижений - только прагматичный результат.
Бесспорно, мудро поступают те педагоги, которые мотивацию познания используют для формирования профессиональной мотивации и направленности личности будущего специалиста. Поэтому в учебном процессе должны четко очерчиваться контуры и характер будущей профессиональной деятельности.
Содержательный компонент содержит все то, что составляет понятие «содержание образования», - систему научных знаний, навыков и умений, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие способностей учащихся, формирования их мировоззрения, обретение социального опыта, подготовку к общественной жизни и к профессиональной деятельности.
Содержание общего образования должно отвечать следующим требованиям:
обеспечение личностного развития учащихся в учебно-познавательной деятельности;
обеспечение общей и профессиональной подготовки учащихся;
учет реальных возможностей учебного процесса конкретных образовательно-воспитательных систем;
обеспечение единства обучения, воспитания, развития и самосовершенствования учащихся;
подготовка граждан страны к будущей профессиональной деятельности и формирование активной жизненной позиции.
Совершенствование содержания образования является приоритетным государственным делом. В связи с этим, во-первых, следует гуманитаризировать, предусмотреть интеграцию разнородных знаний о человеке, его мышлении, о природе и обществе, полученных при изучении различных учебных предметов, в единую научную картину мира, во-вторых, усовершенствовать учебные программы и учебные планы, в-третьих, обеспечить современными методическими разработками и советчиками, в-четвертых, обосновать современные критерии оценки эффективности учебного процесса.
Операционно-деятельностный компонент - это организация практической учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями. Этот компонент является одним из главных составляющих дидактического процесса и его можно определить как процессуальный, методический.
Основные его составляющие - принципы, методы, формы, средства обучения. Эффективность этого компонента зависит от активного взаимодействия учителей и учащихся, установление между ними субъект-субъектных отношений. Применение современных диалогических методов, приемов, форм педагогического взаимодействия способствует формированию таких отношений.
Контрольно-регулировочный компонент направлен на выяснение эффективности функционирования всей модели учебного процесса, изучение результативности действий каждого ее компонента, своевременное внесение оптимальных коррективов. Контроль осуществляется с помощью устных, письменных, лабораторных и других практических работ, путем проведения экзаменов, зачетов и опросов. Существенную роль должен играть самоконтроль учащихся в форме самопроверки глубины усвоения учебного материала, правильности и скорости выполнения упражнений, оценки полученных ответов в задачах. Контроль и самоконтроль обеспечивают обратную связь в учебном процессе - получение педагогом и учеником информации о степени трудностей, типичных недостатках, которые обуславливают необходимость внесения в этот процесс соответствующих изменений и постоянного его совершенствования.
Информация по теме:
Проблемные ситуации при изучении лирического
произведения
Средства создания проблемной ситуации во многом зависят от рода литературного произведения. Читательское восприятие лирики обнаруживает особенно тесную связь общего уровня литературного развития и постижения данного стихотворения. Ученики с низким уровнем литературного развития даже при верных эмоц ...
Семья - основа нравственного воспитания
Современное общество находится в состоянии глубокого кризиса. Был утерян тот духовный стержень, который многие века взгревал жизнь в сердцах людей. Теперь, для выхода из этого кризиса следует заняться прежде всего вопросами воспитания. И именно воспитания, а уже затем образования. Ибо только достой ...
Структура федерального компонента государственного стандарта общего образования
Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную ...