Сущность и содержание процесса обучения

Педагогика » Сущность и содержание процесса обучения

Дидактика - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, воспитания в процессе обучения.

Термин этот употребляется в педагогических работах XVII в. Я. А. Коменского в «Великой дидактике» он рассматривал содержание образования, дидактические принципы, методы обучения, впервые обосновал классно-урочную форму обучения. Его дидактическая концепция сводилась к следующим основным положениям: 1) источником познания являются внешние органы чувств, на основе чувственных восприятий в процессе обучения учащиеся узнают о явлении, переходят от конкретного к абстрактному, от простого к сложному, 2) усваивают знания не пассивно, а анализируют исследуемое, «открывают» неизвестные для себя явления, обсуждают, повторяют, проявляя при этом определенную активность и самодеятельность, 3) в процессе обучения выясняются причинные связи явлений, 4) обучение должно быть легким, приятным, вызвать у учащихся желание учиться и одновременно должно обеспечивать глубокие и прочные знания, 5) результат обучения - образованный человек, который умеет использовать полученные знания в жизни, в практической деятельности.

Выдающиеся французские просветители - педагоги XVIII в. Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, А. Гольбах и другие выступали за соединение обучения с ремесленным трудом, активизацию учебного процесса, опору на опыт и наблюдение учащихся, критикуя зубрячку и ориентированность на обнаженные книжные знания.

Весомую роль в развитии дидактики XIX в. сыграл выдающийся русский педагог К. Ушинский. Процесс обучения он делил на три логические этапы: 1) чувственное восприятие-влияние предметов внешнего мира на ученика; преобразование чувственного восприятия через сознание на представление, 2) рассудочное познание-переработка представлений из-за обнаружения существенных признаков предметов, обобщение, абстрагирование, 3) идейное познание-формирование определенного убеждения, мировоззрения, которое влияет на творческую деятельность человека.

Именно в дидактике раскрывается вопрос о процессе обучения и всех его аспектах.

Психологические основы процесса обучения отражены в работах Г.И. Батуриной, И.Д. Зверева, Ш.И. Ганелина, Ю.А. Самарина, В.Н. Максимовой, Г.Ф. Федорца.

Многочисленные психолого-педагогические исследования раскрывают отдельные аспекты проблемы в работах педагогов различных эпох: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина, В.С.Леднева, Б.М.Бим-Бада и А.В.Петровского, МЛ. Данилов, М.Н. Скаткин, В.И. Загвя-зинский, Б.И. Коротяев, Т.В. Габай, Н.Ф. Талызина, Х.Й. Лийметс, СП. Баранов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, И.Ф. Харламов и др.

Объект исследования – процесс обучения.

Предмет исследования – сущность и содержание процесса обучения.

Цель исследования - изучение теоретико-прикладных вопросов организации учебного процесса, а также анализ процесса обучения и всех его аспектов.

Задачи:

1.Изучить и проанализировать общую и специальную литературу по проблеме исследования.

2.Систематизировать получение знания в определенную структуру.

Актуальность работы вызвана недостаточным исследованием данной темы в педагогической литературе, а также постоянным интересом отельными аспектами данного вопроса педагогами.

Информация по теме:

Педагогические основы применения дидактической игры в процессе развития личности в вузе
В данном параграфе рассматриваются психолого-педагогические проблемы дидактической игры, раскрываются аспекты её применения в качестве средства развития профессионально значимых качеств личности в процессе организации вузовского обучения, характеризуется опыт, накопленный отечественной школой, по п ...

Методика преподавания теории вероятностей и математической статистики в средней школе
Изучение понятия события зачастую сопряжено у учащихся с трудностями психологического характера. Его обычно ученики воспринимают как единичное выполнение какого-либо действия. Поэтому формирование представления о данном понятии должно начинаться с рассмотрения простейших вероятностных моделей. Перв ...

Ориентировка в пространстве
Пространственные представления в группе детей четвертого года жизни целесообразно развивать, используя повседневную жизнь, режимные моменты, дидактические, подвижные игры, утреннюю гимнастику, музыкальные и физкультурные занятия. К концу учебного года дети должны научиться четко различать пространс ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru