Понятия «процесс», «процесс обучения»

Педагогика » Сущность и содержание процесса обучения » Понятия «процесс», «процесс обучения»

Страница 1

Обучение наряду с игрой и трудом рассматривается как один из важнейших видов деятельности человека. В широком смысле обучение - это процесс усвоения исторического опыта человечества. В более узком - двусторонний процесс, взаимодействие между тем, кто учит, и тем, кто учится. Это своеобразный процесс управления получением знаний.

Итак, процесс - это совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Процесс обучения - понятие, отражающее существенные признаки обучения и характеризует его модель (внутреннее строение).

Учебный процесс - понятие, отражающее обобщенные различия (время, конкретные условия) в протекании обучения в различных типах образовательных учреждений.

Следовательно, обучение как процессуальное явление имеет все свойства диалектического развития. Многие исследователи считают, что основной единицей процесса обучения является отношение между деятельностями преподавания и учения. Но это отношение «учитель – ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик – приемник». Необходима активность обоих участников процесса, их взаимодействие. Учитель создает необходимые условия: организует действия ученика, направляет их, сообщает новую информацию, демонстрирует приемы и способы действий, контролирует, оценивает, предоставляет необходимые средства. Но формирование знаний, умений и навыков, понятий и мыслительных операций возможно только в результате собственной активности ученика. Известно, что процесс обучения имеет двусторонний характер, т.е. невозможен без деятельности учителя и учащихся, без их дидактического единства (целостность этого процесса обеспечивается постановкой и достижением общих целей преподавания и учения).

Согласно представлениям современной психологии развитие психики осуществляется в деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Г.С. Костюк и др.). Поскольку целью учебной деятельности является изменение самого действующего субъекта - ученика (развитие его способностей, овладение знаниями, способами деятельности и т.д.), то основным в обучении является не изложение материала, а организация деятельности ученика.

Обучение - это разновидность деятельности человека, оно носит двусторонний характер: взаимодействие преподавателя и учащихся (одного или коллектива), протекающее в определенных условиях (учебно-материальных, морально-психологических, эстетических).

Процесс обучения состоит из двух процессов:

Преподавание (деятельность преподавателя),

Учение (деятельность ученика или коллектива).

Обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и тех, кого он учит, без их дидактического взаимодействия, в результате которого реализуется единство учебного и личностного воздействия педагога, внутреннего отражения этого влияния, возникновение самостоятельных желаний ученика по овладению знаниями, умениями, навыками, определенными элементами воспитанности. Процесс обучения вместе с тем не является механической суммой процессов преподавания и учения: это неделимый процесс, целостность которого вытекает из общих целей преподавания и обучения, в невозможности существования преподавания без обучения.

Учение - это собственно учебная деятельность ученика. Это не только овладение тем, что дает учитель, и процесс познавательной деятельности учащихся, благодаря которому ученик осознает цель обучения, развитие и углубление потребностей, мотивов; осмысление нового материала; запоминание, применение, самоконтроль. Познавательная деятельность учащихся находится в центре обучения. Различают учение в виде предметов - практической и интеллектуальной деятельности. Учение предполагает одновременное осуществление двух процессов: накопление знаний; овладение способами управления ими.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Проблема развития памяти в научной литературе
Исследования памяти имеют междисциплинарный характер, так как в различных формах она встречается на всех уровнях жизни и включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации. Работы немецкого психолога Г. Эбингауза в конце прошлого века пол ...

Невербальное общение как компонент эффективного имиджа в педагогическом общении
Невербальное общение не использует звуковую речь, а в качестве средств общения выступает мимика, жесты, пантомимика, прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Использование на уроках приемов нев ...

Характеристика семьи как социальной структуры общества
Супружеству и семье посвящены тысячи книг и научных исследований. Ещё античные мыслители уделяли внимание этой проблеме, но к определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческо ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru