Актуальная проблема - определение сущности дидактического процесса. Ряд авторов считает, что стержнем этого социально-педагогического процесса являются двусторонние отношения между субъектами преподавания и учения. Активный, сознательный, целенаправленный, творческий и плодотворный характер этих отношений, по их мнению, - сущность дидактического процесса. Некоторые авторы не полностью согласны с этим. Вот, например, мнение И.Ф. Харламова: «Существенную характеристику учения составляет не столько взаимодействие учителя и учащихся (хотя она имеет место), сколько умелая организация и стимуляция учебно-познавательной деятельности последних, в каких бы формах она ни протекала».
Соответственно он более правильным считает такое определение: «Обучение является целенаправленным педагогическим процессом организации и стимулирования активной познавательной деятельности учащихся с целью овладения научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих, способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений».
Некоторые авторы для характеристики учебного процесса используют понятие системы обучения. Так, В. Оконь к основным составляющим этой системы относит:
Учителей, их компетенцию, методы работы и увлеченность;
Учащихся, их потребности, мотивации и методы работы;
Содержание обучения, его селекция и систематизация, попытки проверки полученных результатов;
Среда обучения, т.е. средства обучения и его общественно-материальные условия, а также упорядоченный набор элементов, связей и зависимостей между ними, которые представляют собой единство и служат поставленным целям.
Итак, дидактические понятия «дидактический процесс», «учебный процесс» и «система обучения» тождественны и, соответственно, имеют одинаковый смысл.
Информация по теме:
Творческо-воспроизводящие методы
Ситуационные задачи. Решение ситуационных задач - один из методов активного обучения, направленных на формирование умений и навыков, развитие творческого мышления, приближение к будущей профессиональной деятельности. Основным дидактическим материалом служит ситуационная задача, которая включает в с ...
Сущность, структура и содержание сюжетно-ролевой игры
Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра - один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привле ...
Особенности лирики как литературного рода
Анализ художественного произведения с учетом его родовой и жанровой специфики - одна из активно разрабатываемых проблем методической науки. Значительный вклад в ее решение внесли М.А. Рыбникова, З.Я. Рез, В.Г. Маранцман, М.Г. Качурин. Задача данного параграфа выявить особенности лирики как литерату ...