Понятие «метод обучения» довольно сложное, что обусловлено чрезвычайной многогранностью процесса, который должен отражать сущность данной категории. Г. Ващенко подал содержание общих методов обучения и их классификацию. По его мнению, метод обучения - это средство или система средств, сознательно применяемых для достижения тех специальных задач, который включает в себя учебный процесс.
A.М. Алексюк определяет метод обучения как способ совместной деятельности учителя и учащихся, которая предполагает овладение учащимися социальным опытом человечества и организацию, и руководство учителя учебно-познавательной деятельностью учащихся.
B.А. Онищук для дефиниции метода обучения использует видовое понятие «прием»: «Методы обучения - это упорядоченные системы взаимосвязанных приемов педагогической деятельности учащихся, направленных на достижение дидактических, воспитательных и развивающих целей». В педагогике до сих пор не прекращаются дискуссии по раскрытию сущности методов обучения и их классификации.
Понятие «метод обучения» органично включает в себя:
учебную работу педагога (преподавание);
учебно-познавательную деятельность учащихся (учение);
специфику их деятельности по достижению целей обучения.
Таким образом, метод обучения - это способы и приемы совместной упорядоченной, взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая направлена на овладение знаниями, навыками и умениями, разностороннее развитие умственных и физических способностей, формирование черт, необходимых для полноценной жизни и будущей профессиональной деятельности.
В дидактике распространено также понятие «прием обучения» - отдельный шаг для дидактических целей, составная часть или деталь метода, то есть частичное понятие.
Каждый метод обучения состоит из множества дидактических приемов, органично соединенных между собой в определенную систему. В отдельных методических ситуациях прием может выступать как метод обучения, и, наоборот, метод может быть приемом, потому что они диалектически взаимосвязаны. Например, беседа - самостоятельный метод обучения, но когда она эпизодически используется педагогом во время практических занятий, то выступает как прием обучения, входящий в метод практических действий. Метод и прием могут меняться местами. Свое название тот или иной метод обучения получает по ведущим дидактическим приемам, какой используется на данном занятии.
В 40-х годах прошлого века в учебниках по педагогике давали классификацию по трем группам: словесная, наглядная и практичная.
В 50 -60-х годах классификация методов обучения стала разветвляться. Многие дидакты (С.П. Петровский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе) за ее основу брали источник передачи и восприятия информации и распределяли методы обучения на словесные, наглядные и практические. Этого же мнения придерживается Ч. Куписевич.
По логике передачи и восприятия учебной информации С.Г. Шаповаленко разделяет методы обучения на индуктивные и дедуктивные.
По характеру познавательной деятельности учащихся М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер определяют следующие методы: информационно-рецептивные, репродуктивные, творческие, проблемные, частично-поисковые и исследовательские.
По степени управления учебной работой П.И. Пидкасистый, В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук распределяют методы обучения на две группы: учебная работа под руководством учителя и самостоятельная работа учащихся.
В последнее время наибольшую популярность получила классификация методов обучения по рекомендациям Ю.К. Бабанского, которая имеет два варианта:
методы организации и проведения учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, проблемно-поисковые, индуктивно-дедуктивные) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (познавательные игры, учебные дискуссии, эмоциональное воздействие педагогов, поощрения учебной деятельности, наказание), методы контроля и самоконтроля в обучении (опрос, письменные работы, тестирование, контрольные лабораторные работы, контрольные практические работы, машинный контроль, самоконтроль);
методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации умений, методы контроля и самоконтроля в обучении; бинарные методы обучения.
Есть и другие классификации методов обучения, например М.А. Данилова, Б.П. Есипова, В. Окон, И.П. Пидласого, М.М. Левиной и М.И. Махмутова (методы преподавания и методы учения), В.Ф. Паламарчука и В.И. Паламарчука, А.П. Пинкевич (активные и пассивные методы), К. Сосницкого, А.М. Сохор (бинарные формы логических методов: аналитически-синтетический, аналитико-индуктивный, синтетически-дедуктивный) и других.
Белорусский дидакт И.Ф. Харламов подает усовершенствованный вариант классификации методов обучения по рекомендациям М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Все методы обучения он делит на пять групп:
Информация по теме:
Система подготовки детей к обучению в школе по программе «Хочу
всё знать»
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ №24 г. Вольска (воспитатели: В.Ф. Николаева и М.Н. Макарова) с 1 октября 2006 года в подготовительной к школе группе. В группе 19 человек (14 девочек и 5 мальчиков). Опишем систему подготовки детей к школьному обучению в детском саду на базе Д ...
Педагогические основы применения дидактической игры в процессе развития личности
в вузе
В данном параграфе рассматриваются психолого-педагогические проблемы дидактической игры, раскрываются аспекты её применения в качестве средства развития профессионально значимых качеств личности в процессе организации вузовского обучения, характеризуется опыт, накопленный отечественной школой, по п ...
Изучение иностранного языка
Процесс обучения иноязычной речи рассмотрен не очень подробно. Но между тем нечеткие, неправильные, неадекватные принципы столь же опасны, как опасен непрочный фундамент здания, имя которому – «процесс обучения». Ефи́м Изра́илевич Па́ссов считал, что ни одна проблема – отбор и органи ...