- Методы устного изложения материала и активизации познавательной деятельности субъектов учения;
- Методы закрепления изучаемого;
- Методы самостоятельной работы над осмыслением и усвоением нового материала;
- Практические методы;
- Методы проверки и оценки знаний, навыков и умений.
В современной отечественной дидактике наиболее популярны труды А.М. Алексюка и В.А. Онищука, в которых подается история развития методов обучения и их классификация.
По дидактическим целям и задачам А. Онищук так распределяет методы обучения:
- Коммуникативный метод обучения (дидактическая цель - усвоение готовых знаний);
- Познавательный метод обучения (дидактическая цель - восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала);
- Преобразовательный метод обучения (дидактическая цель - усвоение учащимися знаний и творческое использование навыков и умений);
- Систематизированный метод обучения (дидактическая цель - обобщение и систематизация знаний, навыков и умений);
- Контрольный метод обучения (дидактическая цель - выяснение качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция).
А.М. Алексюк предлагает придерживаться бинарных методов обучения, то есть двойных, когда метод и форма обучения сливаются в единое целое. Он научно обосновал идею бинарных методов, выдвинутых в 20-х годах прошлого века автором учебника по педагогике А.Г. Пинкевичем (1925), затем - Г. Ващенко, в 50-х годах - М.М. Верзилиним.
А.М. Алексюк подчеркивает, что «бинарная классификация методов обучения имеет в своей основе разделения не один, а на два существенных признаков и поэтому содержит значительно больше информации о каждом методе обучения, чем любая другая классификация, в основу которой положен каждый признак», и, соответственно, классификацию осуществляет по двум признакам: «характер и уровень познавательной самостоятельности и активности учащихся, а также те источники, из которых учащиеся приобретают знания». Например, названные другими авторами словесные методы он сочетает с формами того же типа и определяет четыре уровня их применения:
1) на информационном уровне словесная форма приобретает бинарного характера словесно-информационного метода;
2) на проблемном уровне - словесно-проблемного;
3) на эвристическом уровне - словесно-эвристического;
4) на исследовательском уровне - словесно-исследовательского.
Аналогично классифицируются бинарные методы наглядной формы (наглядно-информативный, наглядно-проблемный, наглядно-практический, наглядно-эвристический, наглядно-исследовательский) и практической формы (практически-эвристический, практически-проблемный).
Информация по теме:
Опыт осуществления нравственного воспитания на уроках литературы
Уроки литературы наиболее благоприятны для осуществления нравственного воспитания. Произведения, входящие в школьную программу, содержат материал, способствующий духовному развитию личности. Как мы уже упоминали ранее, основной задачей нравственного воспитания в 6 классе является: «воспитание нравс ...
Эффективность применения домашних заданий на уроках
физической культуры
В сентябре 2001 г. нами были протестированы учащиеся 8 а класса по тестам, которые входят в комплексную программу физического воспитания учащихся 1-11 классов. По списку в этом классе 23 учащихся, из них 5 учащихся занимаются в специальной медицинской группе, один - на домашнем обучении. Всего тест ...
Методы и приемы развития памяти младших школьников
Рассмотрим проблему развития памяти, то есть те типичные изменения, которые в ней происходят по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, мнемическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, неп ...