- Методы устного изложения материала и активизации познавательной деятельности субъектов учения;
- Методы закрепления изучаемого;
- Методы самостоятельной работы над осмыслением и усвоением нового материала;
- Практические методы;
- Методы проверки и оценки знаний, навыков и умений.
В современной отечественной дидактике наиболее популярны труды А.М. Алексюка и В.А. Онищука, в которых подается история развития методов обучения и их классификация.
По дидактическим целям и задачам А. Онищук так распределяет методы обучения:
- Коммуникативный метод обучения (дидактическая цель - усвоение готовых знаний);
- Познавательный метод обучения (дидактическая цель - восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала);
- Преобразовательный метод обучения (дидактическая цель - усвоение учащимися знаний и творческое использование навыков и умений);
- Систематизированный метод обучения (дидактическая цель - обобщение и систематизация знаний, навыков и умений);
- Контрольный метод обучения (дидактическая цель - выяснение качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция).
А.М. Алексюк предлагает придерживаться бинарных методов обучения, то есть двойных, когда метод и форма обучения сливаются в единое целое. Он научно обосновал идею бинарных методов, выдвинутых в 20-х годах прошлого века автором учебника по педагогике А.Г. Пинкевичем (1925), затем - Г. Ващенко, в 50-х годах - М.М. Верзилиним.
А.М. Алексюк подчеркивает, что «бинарная классификация методов обучения имеет в своей основе разделения не один, а на два существенных признаков и поэтому содержит значительно больше информации о каждом методе обучения, чем любая другая классификация, в основу которой положен каждый признак», и, соответственно, классификацию осуществляет по двум признакам: «характер и уровень познавательной самостоятельности и активности учащихся, а также те источники, из которых учащиеся приобретают знания». Например, названные другими авторами словесные методы он сочетает с формами того же типа и определяет четыре уровня их применения:
1) на информационном уровне словесная форма приобретает бинарного характера словесно-информационного метода;
2) на проблемном уровне - словесно-проблемного;
3) на эвристическом уровне - словесно-эвристического;
4) на исследовательском уровне - словесно-исследовательского.
Аналогично классифицируются бинарные методы наглядной формы (наглядно-информативный, наглядно-проблемный, наглядно-практический, наглядно-эвристический, наглядно-исследовательский) и практической формы (практически-эвристический, практически-проблемный).
Информация по теме:
Программа элективного курса по математике
«Основы теории вероятностей и математической статистики» Элективный курс «Основы теории вероятностей и математической статистики» разработан для обеспечения старшеклассников занятиями по выбору из вариативного компонента базисного учебного плана в старшей профильной школе. Предлагаемый элективный к ...
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию
эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке
По итогам формирующего эксперимента был проведен контрольный срез. В ходе диагностики использовались те же методики, что и на констатирующем этапе. Во время формирующего эксперимента нами осуществлялся мониторинг динамики развития у младших школьников познавательного интереса к музыкальной деятельн ...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования в
контексте модернизации российского образования
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (далее – федеральный компонент) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Ро ...