Фактически Украина внедрила ступенчатую подготовку раньше многих стран Европы, но при этом не решила важные структурные проблемы, которые остались от прежней централизованной экономики, и те, которые возникли в период независимости государства в связи с особенностями переходного периода.
К указанным структурным проблемам относится несогласованность образовательно-квалификационных уровней бакалавра и магистра с требованием работодателей, чрезмерное количество специальностей и специализаций, их распределение среди высших учебных заведений и др.
В результате этого возникают существенные отличия как по форме, так и по содержанию системы высшего образования Украины по сравнению с лучшими европейскими моделями.
Проблемы и препятствия, которые тормозят высшие образование в Украине, следующие:
1. в Украине существует излишнее и недостаточно сбалансированное с потребностями общества и рынком труда количество направлений и специальностей, по которым готовят специалистов с высшим образованием. В мировой же практике их, как минимум, вдвое меньше, они укрупнены и более универсальны;
2. в обществе уровень бакалавра имеет недостаточное признание, недостаточную востребованность отечественной экономикой из-за неопределенности его места на рынке труда, поэтому в высшее учебное заведение студентов преимущественно принимают на специальность, а не на направление, представляющее бакалаврат;
3. существует угрожающая тенденция ухудшения качества высшего образования, нарастающая во времени;
4. не уменьшается разрыв между работниками образования и работодателями, между сферой образования и рынком труда;
5. имеет место неоправданная путаница в понимании функций специалиста и магистра. С одной стороны программы подготовки специалистов и магистров близки между собой, они эквивалентны по своему образовательному статусу, а с другой они аккредитуются по разным уровням: третьему и четвертому;
6. сектор высшего образования не берет на себя роль лидера в проведении передовых научных исследований в учебных заведениях, которые представляют собой основу элитной университетской подготовки. Это приводит к второстепенности университетской науки, как в системе государственных приоритетов, так и в принципах ее финансирования, что не соответствует мировой практике;
7. неадекватно к требованиям общества в специалистах с высшим образованием действуют такие распространенные учебные заведения как техникумы, колледжи и высшие профессионально-технические училища, которые на заре независимости Украины были искусственно отнесены к системе высшего образования. В результате образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста не соответствует минимальным требованиям, принятым в мире стандартам качества и нормам высшего образования и не согласовывается с общеевропейской ступенчатой системой. Подготовка же бакалавра в заведениях II уровня аккредитации, - колледжах, - не соответствует основным требованиям к фундаментальной составляющей базового высшего образования, которую могут осуществлять лишь заведения III-IV уровня аккредитации с высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом и развитой наукой;
8. отошла в прошлое когда - то хорошо организованная для централизованной экономики система повышения квалификации и переподготовки кадров. Новой же системы, удовлетворяющей потребности рыночной экономики в Украине не создано. Поэтому очень важный общеевропейский принцип «образования в течение жизни» пока что в условиях Украины не может быть реализован в полной мере;
Информация по теме:
Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках
педагогического процесса
Итак, одна из значимых профессиональных обязанностей учителя это организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского влияния. В систему отношений “учитель родители учащихся” учитель вовлекается объекти ...
Педагогический потенциал невербальных
средств коммуникации
В сложной информационной структуре педагогической коммуникации устная речь становится далеко не единственным средством передачи сообщений. Кроме вербальных и паравербальных существуют невербальные каналы и средства передачи информации, которые могут быть эффективно использованы в коммуникативной де ...
Процес обучения
Под знаниями в обучении понимают основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, суждения, образы, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы, эвристики, а также стратегии принятия решений в этой области ...