В 50-е годы Коммунистическая партия и Советское правительство страны обращаются к проблеме трудового обучения в общеобразовательных школах. XIX съезд КПСС указал на необходимость развития работы по политехническому образованию и трудовому воспитанию учащихся. В учебный план средней школы с 1934 года снова был введен предмет «Трудовое обучение». Началось изучение путей и возможностей соединения общего среднего образования с профессиональной подготовкой в старших классах.
В 1958 году Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР», в котором сказано о том, что следует включать всех школьников в общественно полезный труд, о соединении обучения с производительным трудом, о связи строительства жизни с школой; о необходимости соединения общеобразовательной и профессиональной подготовки в старших классах.
Соединение общеобразовательной и профессиональной подготовки оказались возможны лишь в тех школах, где для этого были необходимые условия – соответствующая материальная база и квалифицированные кадры.
К сожалению, не везде удалось осуществить такое соединение из-за отсутствия этих условий. Поэтому Верховный Совет СССР в 1966 году внес частичные изменения в статью 4 Закона о школе, указав, что учащиеся получают профессиональную подготовку лишь в тех школах, где есть необходимые для этого материальная база и квалифицированные учителя.
Особое внимание трудовой подготовки молодежи было уделено и в принятой XXII съездом партии (1961 год) Программе КПСС. В ней сказано:
«В центр воспитательной работы партия ставит развитие коммунистического отношения к труду у всех членов общества. Труд на благо общества – священная обязанность каждого человека».
Задачи, стоящие перед школой в области трудового воспитания, политехнического образования и профессиональной ориентации учащихся, были указаны в решениях последующих – XXIII (1966), XXIV (1971), XXV (1976) и XXVI (1981) – съездов КПСС.
В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» намечена долгосрочная программа совершенствования трудового обучения, воспитания профессиональной ориентации школьников.
В них говорится: «Соединение обучения с производительным трудом предполагает включение учащихся, начиная с младших классов, в систематический, организованный, посильный полезный труд – труд настоящий, необходимый обществу…
Учащиеся начальной школы (1 – 4 классы) овладевают необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами… В неполной средней школе (5 – 9) учащиеся получают более основательную обще трудовую подготовку…
Начиная с 8 класса учащиеся обучаются и работают в составе ученических производственных комбинатах, учебных цехах и участниках на предприятиях и в профтехучилищах. В средней общеобразовательной школе (10–11 классы) на этой базе, а также непосредственно на рабочих местах производства организуется трудовое обучение по наиболее массовым профессиям с учетом потребностей в них данного региона».
Решение проблемы коммунистического воспитания во многом зависит от того, насколько правильно решаются в каждой школе задачи трудового обучения.
В настоящее время трудовое обучение в общеобразовательной школе делится на три этапа.
В 1 – 3 классах учащимся прививаются первоначальные навыки работы с такими материалами, как бумага, картон, глина, ткань. Дети учатся обрабатывать их простейшими инструментами. В Начальных классах программа по трудовому обучению одинакова для городских и сельских школ.
Трудовая подготовка учащихся 4 – 8 классов городской и сельской школы ведется по разным программам. Их четыре: «Технический труд» и «Обслуживающий труд» для городской школы; «Сельскохозяйственный и технический труд» и «Сельскохозяйственный и обслуживающий труд» для сельской школы. Кроме того. Учебным планом предусмотрена летняя учебно-производственная практика.
Трудовое обучение в 9 – 10 классах осуществляется по различным профилям. Их определяют для каждой школы, учитывая потребности народного хозяйства данного региона в рабочих тех или иных профессий. Самыми распространенными профессиями трудового обучения старшеклассников являются: радиоэлектроника, деревообработка, основы текстильного производства, обработка тканей, машиностроительное черчение, торговое обслуживание, основы строительно-материального производства, кулинарные работы, основы прикладной химии, автодело, машинопись, и основы делопроизводства.
Количество часов отводимых трудовое обучение, следующее:
В 1 – 8 классах – 2 часа в неделю;
В 9 – 10 классах – 4 часа в неделю.
В связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы значительно увеличилось количество часов не трудовое обучение. В постановлении «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного труда» (1984) указывается:
Информация по теме:
Возможности урока английского языка в развитии памяти младших школьников
В обширной литературе по дидактике, методике, педагогическим технологиям определение понятия «Урок», как правило, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками примени отрезку образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно ...
Компьютерные игры – глубокий индивидуальный подход к ребенку и метод коррекции
личности отстающих в развитии детей
Исследования ученых показывают, что компьютер становится доступен пониманию ребенка примерно с 5 лет «анализ процесса компьютеризации средней школы позволяет заметить: возрастная планка изучения или применения вычислительной техники, ранее находившаяся в старших классах, затем переместилась в средн ...
Программа «Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном
учреждении»
В этом параграфе мы воспользуемся результатами опыта работы Н.П. Гришаевой, старшего научного сотрудника Института социологии РАН г. Москвы. Социологические исследования, проведенные ею в дошкольной среде на протяжении 1983 – 1997 годов, выявили следующие противоречия. Родители приводят ребёнка в д ...