Основные подходы к проблеме речевого развития в психолого-педагогической литературе

Педагогика » Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей среднего дошкольного возраста » Основные подходы к проблеме речевого развития в психолого-педагогической литературе

Страница 1

Внимание к вопросам развития речи в своих трудах обращали еще древнегреческие философы – Платон, Аристотель, Сократ .

Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский (1592-1672). Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию - «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», в котором раскрыл задачи, содержание и методику воспитания детей. Развитию речи в ней посвящается целая глава.

Коменский писал, что «человеку от природы присущи разум и речь, этим он отличается от животного. Ум и язык человека следует развивать». До трех лет главное внимание Я.А. Коменский уделяет правильному произношению, на четвертом, пятом и шестом годах - на основе восприятия вещей - обогащению речи, называнию словом того, что ребенок видит.

В качестве средства развития речи Коменский предлагает использовать ритмические прибаутки, стихи, обращать внимание детей на различия между простой речью и поэзией, рекомендует учить понимать образную речь, заучивать стихи, использовать в работе с детьми художественные рассказы, басни, сказки о животных. Дает круг предметов, с которыми следует знакомить детей в соответствии с их возрастом. Коменский уделяет большое внимание наглядности, последовательности и постепенности усложнения материала.

Речевое развитие, по его мнению, начинается с четкого правильного называния предметов: нужно учить самим вещам, а не словам, их обозначающим. И.Г. Песталоцци (1746-1827) раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. Язык является необъятным искусством, которым овладел человеческий род.

В обучении языку он выдвинул три основные задачи:

обучение звуку, или средству развития органов речи;

обучение слову, или средств) ознакомления с отдельнымипредметами;

обучение речи, или средству научиться ясно, выражаться о предметах.

Ф. Фребель (1782-1852) считал, что язык ребенка развивается с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутреннего мира малыша. Задачу воспитателя Фребель видел в обогащении содержания жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок всё хорошо рассматривал, а педагог давал ему необходимый словарь. Следует обозначать словарем не только сами предметы, но и их свойства, качества, отношения предметов друг к другу. Развитие речи Фребель тесно связывал с наблюдением и игрой.

Особая роль в создании системы первоначального обучения отечественному языку принадлежит К.Д. Ушинскому (1824-1870). В системе Ушинского можно выделить целый ряд вопросов, характеризующих её именно как систему в современном понимании: роль родного языка в жизни общества, в развитии и воспитании личности; его место в обучении; цели преподавания; дидактические принципы; средства, методы и приемы обучения родному языку и развития речи.

Свои взгляды на обучение родному языку Ушинский реализовал в учебных книгах «Родное слово» и Детский мир». И хотя основные труды адресованы начальной школе, методические идеи, выдвинутые и обоснованные им, имеют большое значение для развития дошкольной педагогики.

В основу своей системы К.Д. Ушинский положил принцип народности. являющийся ключом к пониманию его взглядов. Учение о родном языке занимает в ней центральное место.

Также Ушинский доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной культуры, развития речи на основе развития знаний и мышления. Он обратил внимание на психологические особенности детей дошкольного возраста, указав на образную природу детского мышления, на необходимость наглядности в работе с ними.

А.С. Симонович (1840-1933) составила словарь детской речи, написала работу «О детском языке». Особенности речи детей учитывались ею в организации работы с детьми. С младшими детьми практиковались рассматривание и рассказывание по картинкам, со старшими - чтение рассказов, статеек, сопровождавшееся беседами.

Е.А. Аркин подчеркивал, что «культура речи, являясь одной из основных проблем воспитания в ранние годы, представляет собой сложнейшую задачу, требующую от педагога для своего правильного разрешения большого искусства и опыта». Он приходит к выводу о необходимости руководства развитием ребенка, определения его задач.

Одним из основных средств речевого развития, наряду с наблюдением окружающей жизни, была признана художественная литература.

Е.И. Тихеева активно участвовала в разработке теории и практики на основе творческого использования классического педагогического наследия, изучения опыта детских садов в России и за рубежом, собственного педагогического опыта. Основное место в ее педагогической деятельности заняли вопросы речевого развития детей. Она создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

«Мораль» – основная категория нравственного воспитания
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуля ...

Замысел курса «Университетское образование»
Дело не только в том, что университетского образования и подростковый возраст исторически возникают в одно время, а дело в том, что их связывает авторское действие и теоретическое мышление. По мнению Б.Д. Эльконина и К.Н. Поливановой авторское действие есть реализация ведущей деятельности в подрост ...

Проблемные ситуации при изучении лирического произведения
Средства создания проблемной ситуации во многом зависят от рода литературного произведения. Читательское восприятие лирики обнаруживает особенно тесную связь общего уровня литературного развития и постижения данного стихотворения. Ученики с низким уровнем литературного развития даже при верных эмоц ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru