Теоретическую основу разработанной Тихеевой системы составляю следующие положения:
развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием.
речь детей развивается в социальной среде, при условии расширения социальных связей, в процессе общения с взрослыми и сверстниками.
Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей;
речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд создают условия для самостоятельной деятельности в области языка;
руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и первый год жизни;
обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития дошкольников;
развитие речи связано со всеми педагогическим процессом детского сада.
Е.И.Тихеева определила основные задачи работы по развитию речи детей в детском саду:
развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха;
накопление содержания речи:
работа над формой речи, её структурой.
Наиболее полно ею разработаны и представлены виды детского рассказывания: рассказы по заглавиям, по началу рассказа, по картинкам, из опыта и др.
Е.А. Флериной принадлежит заслуга разработки общих основ эстетического воспитания дошкольников. Она обращает внимание на «правильное смысловое употребление слов и пополнение словаря, развитие структуры речи», «чистое произношение», на использование художественной литературы как метода речевого развития. Основными видами речевой работы с детьми признаются разговор, беседа, рассказывание и художественное чтение. В более поздних трудах говорится об игре и других средствах развития речи.
В «Руководстве для воспитателя детского сада» развитие речи детей впервые выделяется в самостоятельный раздел. Главное внимание в Руководстве уделялось культуре речевого общения, выразительности детской речи. В качестве основного средства решения задач выдвигалось чтение и рассказывание детям.
В обобщении опыта работы воспитателей по родному языку заметную роль сыграла О.И. Соловьева. На основе обобщения опыта и собственных исследований она опубликовала методическое пособие «Родной язык в детском саду», в котором охватываются разные стороны речевого развития, раскрывается методика развития речи в возрастных группах.
Соловьева очень много сделала для совершенствования работы детских садов по развитию речи детей, а позднее, в 1956г., подготовила первое учебное пособие по методике для дошкольных педучилищ, в котором освещается развитие всех сторон речи, впервые излагается методика формирования грамматической стороны речи.
В связи с созданием объединенных дошкольных учреждений «ясли - сад» в конце 50-х гг. активно исследуются и обсуждаются проблемы речевого развития детей раннего возраста. Значительный вклад в изучение речи детей раннего возраста внесли Н.М. Щелованов, Ф.И. Фрадкина, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Н.М. Аксарина, Г.М. Лямина. Материалы исследований легли в основу разработки единой программы воспитания и обучения в детском саду (1962).
Ф.А. Сохин (1929-1992) являлся знатоком детской речи, лингвистом и психологом. Он убедительно доказал, что развитие детской речи имеет своё самостоятельное значение и не должно рассматриваться только лишь как аспект ознакомления с окружающим миром. Исследования Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой и их сотрудников, опиравшиеся на более глубокое понимание процесса развития речи, сложившееся к началу 70-х гг., во многом изменили подход к содержанию и методике развития речи детей. В центре внимания находятся вопросы развития семантики детской речи, формирования языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи.
Выводы, полученные в этих исследованиях, имеют не только теоретическое, но и практическое значение. На их основе были разработаны программы речевого развития детей, методические пособия для воспитателей, отражающие комплексный подход к речевому развитию и рассматривающие овладение речью как творческий процесс.
Большое влияние на вопросы развития речи оказала Н.К. Крупская. Она считала речь основой умственного воспитания. В духе традиционной отечественной и европейской педагогики призывала развивать речь посредством живых наблюдений. Крупская неоднократно подчеркивала роль книги в развитии детской речи. Язык книги должен быть прост, поскольку в дошкольном возрасте ребенок легко запоминает сова и вводит их в свой лексикон.
Информация по теме:
Ориентировка в пространстве
Пространственные представления в группе детей четвертого года жизни целесообразно развивать, используя повседневную жизнь, режимные моменты, дидактические, подвижные игры, утреннюю гимнастику, музыкальные и физкультурные занятия. К концу учебного года дети должны научиться четко различать пространс ...
Нравственное воспитание -
активный целенаправленный процесс
Наша российская педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. В детском саду этот процесс осуществляется в духе нравственных принципов, с уче ...
Методы обучения, используемые в дидактических
поисковых моделях
Поисковый подход в рамках моделей направлен на освоение учащимися дидактической модели обучения как организации систематической исследовательской деятельности; модели организации обучения как коммуникативно-диалоговой деятельности, активного обмена мнениями, творческой дискуссии. Учащийся ставится ...